Android 5.0 и даже Android 4.5 на Google I/O 25 июня 2014 года не показали. При этом за пару дней до события стали ходить слухи, что будет представлен некий Android L, который, вероятно, получит кодовое имя Lollipop (ранее его назначали для Android 4.5), а версия достигнет значения 5.0 (ранее пятый Android именовался как Key Lime Pie).
Однако реальность оказалась совсем иной. Google смогла заинтриговать всех, а в итоге никто не оказался прав. По крайней мере пока. Следующую версию своей мобильной операционной системы компания назвала Android L. Точнее Android L Developer Preview.
Надо полагать, имя это вовсе не окончательное. Хотя бы потому, что оно будет вводить в заблуждение пользователей, привыкших оценивать новизну по величине индекса версии, а не по кодовым именам, которые делают основными. Если же считать по символам английского алфавита, то буква L никак не тянет на следующую за 4.4 версию.
Конечно, в прошлом Microsoft это особо не мешало. Достаточно вспомнить три следующих друг за другом поколения операционных систем: Windows Me, XP и Vista. Но между их выходом проходило несколько лет, а потому не сложно запомнить, какая из них новее. Android же обновляют в среднем дважды в год, а потому путаница будет очень серьезная.
В общем это мы все ведем к тому, что Android L – название промежуточное. Осенью, когда система станет доступна всем, она получит официальное имя и нормальный индекс. Во всяком случае надеемся на это. А теперь давайте взглянем на список изменений.
Android L – что нового?
На самом деле нового в Android L не так чтобы очень много. Это, конечно, на первый взгляд. Основной упор, как это часто бывает, был сделан на разработчиков – именно им предстоит делать Android таким, каким мы его любим. Как заметил Сандар Пичай, представлявший новую ОС, «он содержит более 5000 новых API», добавив при этом «спроектированных не только для мобильных форм-факторов».
Это можно считать ключевой фразой, особенно вторую ее половину насчет форм-факторов. Android давно устанавливают в автомобили, телевизоры, умные часы, ноутбуки и даже настольные компьютеры. Но теперь Google для всего этого выпустила по специальной версии Android. Кроме разве что ноутбуков и настольных ПК. Тем не менее, одна из иллюстраций с презентации имеет весьма двусмысленное изображение:
Здесь мы видим смартфон, два планшета и нечто очень напоминающее ноутбук. Утверждать, что по центру изображен не лэптоп, а очень большой планшет, просто наивно. Равномерная тонкая рамка экрана неудобна для работы пальцами. Да и нижняя панель с иконками куда как больше похода на Chrome OS, чем на Android.
Нет, Android для компьютеров не объявлена, но вот ее интеграция с Chrome OS заметно усилилась. Нечто похожее Apple представила в iOS 8 и назвала Continuity. Идея здесь достаточно проста: Chrome OS на вашем компьютере сможет опознать, что рядом находится устройство на базе Android L. Дальше приложения, установленные на смартфоне, можно будет запустить на ноутбуке, но с интерфейсом, оптимизированным под клавиатуру и мышь. Изменения в файлах, надо полагать, сохранятся на обоих устройствах.
При необходимости можно будет разблокировать компьютер при помощи смартфона. Еще одна функция – все уведомления от Google Now будут видны в Chrome OS. С ноутбука даже можно будет ответить на звонок или отправить SMS-сообщение. И все это через телефон. Ничего не напоминает? Да-да, все это уже обещано для связки iOS 8 – OS X 10.10. Остается только один вопрос – где же Microsoft с подобным уровнем интеграции Windows и Windows Phone?
Вся эта интеграция, дополненная изменениями в интерфейсе, получила название Material Design (материальный дизайн). Дело здесь не только в обновленном внешнем виде интерфейса, но возможности создания приложения сразу для нескольких устройств с учетом их особенностей. Например, интерфейс сможет масштабироваться под часы, смартфон, планшет, браузер, компьютер (на Chrome OS), телевизор и автомобиль.
Система теперь учитывает текущее освещение, угол наклона устройства, фоновую картинку при рендеринге интерфейса приложения. Тень для элементов отрисовывается в реальном времени. Каждое касание сопровождается какими-либо визуальными эффектами. Анимация есть не только внутри приложений, но даже при переключении между ними.
Вообще на этом сделан особый упор – как отметили во время презентации, в реальном мире ничего не телепортируется мгновенно, а потому нам важно видеть, как меняется интерфейс из одного своего состояния в другое.
Вообще интерфейс стал более пестрым, ярким и контрастным. Заметна смена концепции: верхняя часть приложения окрашена в более темный цвет, а нижняя – в светлый. Между ними появился новый элемент – круглая управляющая кнопка. Вообще в Material Design Google решила сделать упор на круглые элементы управления. Причем для подписей теперь может автоматически подбираться цвет шрифта и фона, чтобы они были заметны на рисунках.
И в завершении об интерфейсе стоит упомянуть Polymer – специальный проект, содержащий более 250 API, позволяющих программировать веб-интерфейс в стиле Android L с плавной анимацией.
Впрочем, «заканчивать об интерфейсе» еще рано. Мы завершили рассказ об общей концепции, но осталось упомянуть о частностях, о которых было рассказано на презентации. Например, новое приложение «звонилки» получило измененный интерфейс в соответствии с Material Design. Каждое касание отзывается какой-либо анимацией. Переходы между вкладками, совершение звонков и так далее сопровождаются плавной анимацией.
Экран блокировки заметно преобразился – теперь там могут выводиться уведомления. По умолчанию отображаются только самые важные – их важность определяет сама система на основе анализа ваших действий. Потянув их вверх, можно просмотреть весь список. Если же дважды нажать на уведомление, откроется приложение, отвечающее за него. Либо уведомление вообще можно удалить. Плюс ко всему были добавлены специальные особо важные уведомления, которые могут даже приостановить запущенную игру или фильм.
Поработали в Android L и над разблокировкой. Если у вас установлен на смартфоне пароль или рисунок-паттерн для дополнительной защиты, вводить их не придется, если система будет в курсе, что телефон находится в руках у своего владельца. Распознать она его сможет по умным часам на базе Android Wear. Если же часов рядом не окажется, разблокировать придется вводя пароль.
Судя по всему, что стоковым браузером Android L станет Chrome. Он интегрирован в систему значительно сильнее. И, хотя это все называют «мобильный веб-опыт», увязывая его с Material Design, новым способом отображения вкладок и индексацией приложений, в основе все равно лежит тот же браузер.
Material Design в понимании Chrome – это плавная смена интерфейса веб-страницы во время серфинга. Правда, не совсем понятно, потребуется ли для этого обязательное использование вышеупомянутого Polymer, или браузер сам решит, как и что лучше анимировать. Но анимировать он это будет плавно, гарантируя не менее 60 fps для всех эффектов.
Android 4.0 представил новый способ работы с недавно открытыми приложениями. Списком выводилось их превью. Теперь на экране не список, а набор вкладок, которые можно листать и возвращаться к программе, которой необходимо. Но самое важное, что среди этих вкладок окажутся не только ранее открытые приложения, но и предыдущие веб-страницы, просмотренные в Chrome. Android L по сути уровнял их с полноценными приложениями, хотя работают они все только через один браузер. А вообще внешне это напоминает перекрывающие друг друга окна, не находите? Экран маленький, а потому окно на нем может быть выведено только одно. Но в любом случае выглядит это как классическая настольная операционная система (привет, Windows 8!).
И последнее, условно связанное с Chrome и веб-серфингом, - это индексация информации по всем приложениями. Через специальный API разработчики могут предоставлять необходимые сведения системному поиску. Далее, при поиске через приложение Google Search, клик по ссылке может открыть вовсе не браузер, а соответствующее более подходящее приложение. Ранее это было доступно, но всего нескольким программам. Теперь все могут реализовать такую функциональность. Впрочем, ее мы уже видели в Windows 8.1.
Разумеется, все новые «рюшки» с интерфейсом, все эти анимации и так далее потребуют дополнительных ресурсов от «железа». Но чтобы хотя как-то это компенсировать, да и вообще чтобы ускорить общую скорость работы, Android L предложил новую среду исполнения приложений ART вместо Dalvik.
Dalvik – самый старый из наиболее важных компонентов Android, почти не менявшийся с первых версий. Его главная задача была экономить место на устройстве, но не быть быстрым и эффективным. Необычный подход для мобильного устройства, но да ладно. Важно понять, как Dalvik работает. Он использует JIT-компиляцию (just-in-time). Другими словами код приложения компилировался каждый раз при запуске, что нельзя назвать самым производительным решением.
Но уже в Android 4.4 Google добавила среду ART. Там она присутствует в виде бета-версии и предназначена для разработчиков, желающих попробовать будущую виртуальную машину. В Android L она установлена по умолчанию и использует AOT-компиляцию (ahead-of-time). В этом случае приложение компилируется только один раз, что заметно ускорит его запуск.
Правда, есть у JIT-компиляции одно преимущество – во время запуска приложение получает самую полную информацию об устройстве, что позволяет максимально оптимизировать его под конкретные условия работы. ART повторить компиляцию не сможет, однако по сути это и не требуется.
Из магазина Play Store программа будет скачиваться в виде неоткомпилированного кода. Далее при установке произойдет компиляция уже на устройстве. Следовательно, все данные о нем будут получены и учтены, а потому разницы в сравнении с JIT скорее всего не будет. Ведь вряд ли в вашем смартфоне сменится процессор или добавиться оперативной памяти. Но в таком виде запускаться приложение будет куда быстрее – обещают двукратный рост. Конечно, возрастет время установки, но установка она на один раз, а запуск – операция постоянная.
И самое главное – при помощи ART Android теперь официально будет поддерживать сразу три архитектуры: ARM, x86 и MIPS. Причем для первых двух обещается даже поддержка 64-битного режима. Речь идет об ARM64 (ARMv8) и x86-64 (AMD64). Так что первые 64-битные смартфоны, ожидаемые в третьем квартале 2014 года, смогут использовать возможности своих чипов «на полную». Если, конечно, получат Android L, а не что-то более старое.
Надо заметить, что 64-разрядность в Android L вовсе не формальная. Система использует дополнительные регистры процессоров и их же наборы инструкций. Заодно появилась поддержки большего объема оперативной памяти – наконец-то барьер в 3 Гбайта будет преодолен! Ждем Galaxy S6 на 4 Гбайта ОЗУ?
И самое главное – для разработчиков на Java никаких изменений не случится. Видимо, для программистов, применяющих NDK (Native Development Kit) и язык C++ новости не такие радужные, хотя там вряд ли придется все переделывать.
Помимо этого Google решила догнать DirectX 11 в плане графики, раз OpenGL ES 3.0 от него несколько отстают. Напомним, что поддержка OpenGL ES 3.0 появилась в Android 4.3 ровно год назад. OpenGL ES 4.0 с того момента анонсирован не был, а потому в Android L появилось нечто под названием Android Extension Pack. Это специальный пакет, добавляющий поддержку тесселяции (один из методов рендеринга, впервые появившейся в DirectX 11), геометрических и вычисляемых шейдеров, а также продвинутую компрессию текстур ASTC.
Google разработала этот пакет совместно с NVIDIA (GeForce ULP), Imagination (PowerVR), Qualcomm (Adreno) и ARM (Mali). Unreal Engine 4 с такими «делами» заработает без особых проблем.
Еще один столп, на котором стоит вся мобильность, - это энергопотребление. Им в Google занимались в рамках проекта Project Volta. Android L для оптимизации потребления энергии предлагает специальное приложение Battery Historian, которое позволяет быстро и просто определить наиболее ресурсоемкое приложение.
Но, конечно, важнее всего новый режим Battery Saver, который отвечает за скорость работы процессора, может отключать различные неиспользуемые модули устройства. Так Nexus 5 с Android L и включенным Battery Saver смог проработать на 90 минут дольше, чем с Android 4.4.
С большего это все, что известно на текущий момент об Android L. Помимо него было анонсировано и кое-что еще. Но прежде давайте разберемся с датой выхода.
Дата выхода Android L
Во вступлении мы обмолвились, что Android L выйдет осенью 2014 года. Точно месяц не называется. Впрочем, рискнем предположить, что это может быть сентябрь. Прежде всего потому, что тогда станет доступна iOS 8 и новый iPhone 6. Ну а вторая весомая причина – 25 сентября 2014 года выйдет Galaxy Note 4.
Спросите, какое дело Google до Samsung? А такое – помните, в начале 2014 года эти две компании подписали соглашение о кросс-лицензировании? Они теперь друзья если не навеки, то как минимум надолго, а значит, неплохо бы, чтоб самый важный флагман Samsung вышел с последней версией Android. Здесь можно вспомнить Galaxy Note 3, который объявили в начале сентября 2013 года и который вышел сразу на Android 4.3, представленном в июле 2013 года.
А так разработчики смогут опробовать Android L уже с 26 июня 2014 года. Он будет доступен в образах для смартфона Nexus 5 и планшета Nexus 7.
Android Wear
Помимо Android L было представлено еще три версии Android. Бегло пройдемся по ним. Начнем с Android Wear, про который известно вот уже несколько месяцев. Это Android для часов. Умные часы на Android уже не редкость, но сама система для них оптимизирована плохо – де-факто это смартфоны на руках.
Теперь Android Wear предлагает синхронизацию уведомлений, специальные приложения, отправку данных и голосовые заметки и вызов операций голосом «из коробки». Производителям не придется самим «допиливать» Android, убирая ненужное и дописывая недостающее.
Первыми часами на Android Wear станут Motorola Moto360, LG G Watch и Samsung Gear Live.
Android TV
Концепция Google TV в свое время провалилась и теперь Google предложила Android TV – операционную систему для телевизоров. Про ее функциональность ясно еще меньше, чем про Android Wear. Говорится об удобном веб-серфинге, поиске и использовании приложений.
С Android TV возникает много вопросов. Хотя бы потому, что крупнейшие производители телевизоров, Samsung и LG, имеют собственные системы для телеприемников. У Samsung это Tizen, а LG не зря ведь купила webOS у HP – специально для телевизоров это и было сделано. Что ж теперь, отказываться от всего этого? Может и откажутся, если вдруг Android TV появится везде.
Android Auto
Android Auto – что-то это нам напоминает. В автомобили Apple пытается «просунуться» еще со времен iOS 7, а теперь это делает и Google. Впрочем, Android – система открытая, а потому производители машин ее и так используют в том или ином виде. Но опять же, ее приходилось перерабатывать. А Android Auto – это все готовое «из коробки».
***
Android L по заявлению Google – самое серьезное изменение в мобильной системе за все время. Что же, с этим сложно спорить. Может мы и не описали подробно все ее изменения, но до финального релиза этого делать не имеет смысла. В целом же в Android L у приложений новый интерфейс, лучшая анимация, появилась поддержка 64-битных процессоров и осуществлен переход на новую среду исполнения. Почти наверняка осенью система получит индекс Android 5.0.
По мере появления новых сведений мы будем писать дополнять этот материал. Так что оставайтесь с нами и высказывайте свое мнение ниже в комментариях!
Отзывы об Android L можно прочитать и оставить ниже в комментариях или на нашем форуме.