В начале 2013 года ходили слухи, что дата выхода Android 5.0 случится в мае. Пятого робота уже задержали и выпустят во второй половине года. Вторая половина года — понятие ну ооочень растяжимое. Это может быть как и лето (что неплохо), и осень (что похуже), и зима (а это совсем грустно). Но, чтобы мы особо не горевали, Google назначила 24 июля 2013 года датой выхода Android 4.3. Мероприятие прошло в Сан-Франциско.
Сразу отмечу, что Android 4.3 называется все также — Jelly Bean. Google тем самым подчеркивает развитие одной серии операционных систем, отсутствие кардинальных изменений внутри них. Начатая с поколения Android 4.1 новая версия 4.3 развивает идеи, положенные в основу своих предшественников.
Android 4.3. Что нового?
Одно из первых и главных изменений Android 4.3 – это продолжение оптимизации интерфейса. Эта работа была начата еще в Android 4.1, а теперь говорится о следующих модулях системы, получивших улучшения: тайминг vsync, тройная буферизация, повышение отзывчивости интерфейса на прикосновения, ускорение реакции процессора на ввод и аппаратное ускорение 2D-рендеринга (читай интерфейса).
Теперь аппаратное ускорение 2D-графики оптимизирует поток команд на отрисовку различных элементов, переводя их в более эффективный для графического чипа формат. По сути происходит перераспределение их очередности, объединение в схожие группы, чтобы GPU часто не переключался между разными по сложности задачами. Вместе с тем работа с отображением интерфейса может теперь распределяться и между ядрами многоядерного процессора.
Провели работу и над выводом более плавных фигур и текста. Под фигурами я имею в виду окружности и прямоугольники с закругленными углами. Потрудились в гугле также и над ускорением работы буфера окон. По сути приложения смогут если не загружаться быстрее, то отображаться будут несколько шустрее.
Особняком рассказывают про поддержку OpenGL ES 3.0. Известный API для трехмерной графики обновился еще в августе 2012, а теперь его реально можно использовать для создания игр в Android 4.3 и более поздних версиях через фреймфорк или NDK. OpenGL ES 3.0 в частности обеспечивает ускорение продвинутых визуальных эффектов, добавляет высококачественную компрессию текстур ETC2/EAC, обновленную версию языка программирования шейдеров GLSL ES. Игрушки на гуглодевайсах теперь реально станут красивее, но работать они смогут пока на самых новых устройствах. Пока заявлена поддержка Nexus 7 образца 2013 года (о нем рассказываю ниже), Nexus 4 и Nexus 10. Наверное, OpenGL ES 3.0 заработает и на Galaxy S4, а также других флагманах этого года.
Улучшили Bluetooth. Ну не сам стандарт, конечно, а добавили поддержку Bluetooth Smart (Bluetooth LE, ранее известный как Wibree) – это набор специальных API, позволяющих работать с GATT-сервисами (Generic Attribute Profile). GATT-сервер запускается на смартфоне или планшете, после чего он может считывать или отправлять характеристики на различные устройства вроде часов, шагометров, джойстиков, пультов ДУ и так далее. Либо устройство может принимать от них уведомления, если таковые будут отправлены.
Android 4.3 теперь поддерживает профиль Bluetooth AVRCP 1.3 — эта функция может транслировать на совместимые устройства не только аудиопоток через Bluetooth, но и сопутствующие ему данные об исполнителе, альбоме, продолжительности и так далее. Платформа для ее работы была представлена еще в Android 4.2, а теперь с AVRCP 1.3 смогут работать все устройства, поддерживающие профили A2DP/AVRCP.
Помнится на сайте я как-то писал про гостевой режим в Android 5.0. Ну что ж, возрадуемся! В прямом смысле гостевого режима пока нет, но его некоторая эмуляция появилась. Речь идет об ограниченных профилях. В отличие от отдельных пользователей, профили создаются на основе учетной записи того или иного пользователя, на основе установленных у него приложений, настроек, виджетов и так далее.
Профилю выделяется собственная среда и локальное пространство на накопителе, где будут работать разрешенные приложения. При этом разработчики теперь могут учитывать эту новую функцию Android 4.3 и обеспечивать свои программы более гибкой конфигурацией. Другими словами параметры по ограничению приложения для профилей будут выводится в меню настройки этого самого профиля. Таким образом можно будет ограничить покупки внутри приложений (ох сколько родительских денег на этом утекло!), запуск отдельных функций и вроде того. В общем, штука реально полезная, но работает только на планшетах :(.
Позаботились и об энергопотреблении (как же без этого?) при работе с навигацией и Wi-Fi. При поддержке со стороны устройства, можно будет переложить вычисление координат с программной части на аппаратную. Wi-Fi в свою очередь способен на поиск точек доступа без подключения к ним. Приятно, что эта фича уже не зависит от «железа», а является софтварной «примочкой» Android 4.3. То есть работать должна везде. А вот с геолокацией пока проблемы — доступно оно будет только на Nexus 4 и Nexus 7 2013 года.
Отдельным пунктом стоят улучшения в медиа-части системы. Основной упор сделан на улучшенную поддержку DRM-контента. Благодаря новому модульному DRM-фреймворку стало проще интегрировать DRM-защиту в свои потоковые протоколы вроде MPEG DASH для различных сервисов.
Но ладно с этим DRM – это у буржуев на западе актуально, а по мне так лучше почитать про новый VP8-энкодер. Доступ к нему теперь есть как из фреймворка, так и из «родных» API Android 4.3. Для приложений, поддерживающих эти самые «родные», система предлагает новые заголовки расширений OpenMAX 1.1.2, обеспечивающие поддержку профилей и уровней VP8. То есть они смогут контролировать битрейт, фреймрейт (число кадров в секунду), ошибки кодирования и так далее. Плюс ко всему энкодер VP8 поддерживает приличное число форматов, в которые можно будет сохранять свой контент. Работает эта штука программно и в этом случае будет доступно на всех девайсах с Android 4.3. Ну а для особо продвинутых, где возможна аппаратная работа энкодера VP8, она такой и будет.
Другие медиа-изменения будут интересны тем, кто занимается захватом видео и его монтажом на гуглоустройствах (интересно, сколько таких людей?). Android 4.3 может направлять видеопоток прямо в видео энкодер (любой). Например, с OpenGL ES приложения. А что касается монтажа, то теперь объединять аудиопоток MPEG-4 и видеопоток MPEG-4 в один файл MPEG-4.
Собственно, это все. Ну или почти все. Остальное больше касается разработчиков. Так что, девелоперы, держим уши торчком, а глаза прикованными к экрану — теперь ваш черед!
iOS 7 вся из себя такая молодец, добавила наконец-то нормальную панель уведомлений. В Android она была всегда и оставалась весьма функциональной и продвинутой. А потому улучшать ее в таком состоянии можно двумя путями: наворачивать функционал дальше, либо дать это делать программистам самостоятельно. Выбрали второй вариант.
Теперь приложения получили возможность отслеживать поток уведомлений с разрешения пользователя, тем самым формируя их очередность и информативность. Новый API позволяет зарегистрировать сервис, который будет получать уведомления, а дальше уже решать, что с ними делать. Опять же, если юзер разрешит. Можно быть скромнее и просто назначить функции обратного вызова на события добавления, обновления или удаления уведомлений.
По умолчанию весь этот «беспредел» с уведомлениями отключен. Но в настройках это дело можно отменить. И даже назначить на такую работу с уведомлениями отдельные приложения или приложение. В общем, враг не пройдет, если хозяин не хочет.
Остальные изменения для разработчиков, связанные с интерфейсом, касаются в основном оформления. Так теперь можно будет создавать новые слои, которые будут перекрывать текущий контент. То есть можно будет делать выезжающие со стороны экрана панели, а потом одним жестом уезжающие назад. Добавились новые типы анимации, улучшили работу с режимами ориентации экрана.
Позаботились о евреях, арабах и прочих китайцах. Хотя нет, китайцы — они слева направо пишут, а заботились о тех, кто справа налево. В общем, углубляться здесь не буду, поскольку меня лично и большинство русскоязычных читателей этот вопрос интересует мало. Могу лишь сказать, что появились новые функции, упрощающие работу с таким текстом, а также утилиты.
Появился новый фреймворк автоматизации, упрощающий тестирование приложений. Он позволяет эмулировать действия пользователя, в частности можно задать выполнение таких базовых операций, как поворот экрана, снятие скриншота, касание экрана и многое другое.
Помогут тестированию приложений и новые инструменты для оценки скорости их работы. Точнее была модернизирована утилиты Systrace, отслеживающая ресурсы, используемые программой. Android 4.3 включает также новый Trace API, который упрощает работу Systrace. С его помощью можно оценить производительность не только всего приложения, но отдельных участков его кода. После этого отчет о событиях можно экспортировать в виде графика для более детальной оценки.
Для 3D-разработчиков появился инструмент, отображающий производительность запущенного приложения, в частности выводится уровень FPS. Даже отображается специальный график, где синим обозначено время на создание команд вывода изображения, оранжевым — время их выполнения, а желтым — время завершения их работы.
Помимо этого была улучшена безопасность системы, что в том числе необходимо и для привлечения корпоративных пользователей. Разработчики получили средства для конфигурирования протоколов Extensible Authentication Protocol (EAP) и Encapsulated EAP (Phase 2) для авторизации в корпоративной сети.
Кстати, самое интересное, что все эти девелоперские фишки отчасти есть и в Android 4.2. Но там, а также в Android 4.3, они по умолчанию скрыты. Открываются они, если зайти в раздел Settings > About phone (Настройки > О телефоне) и 7 (семь) раз «тапнуть» по пункту Build number (номер сборки).
Вот теперь совсем все. Действительно, Android 4.3 не заслуживает новое кодовое имя. И действительно, это лишь улучшенная Android 4.2, которая обычным юзерам дает мало что нового. Изменений в интерфейсе как таковых нет. Почти все новенькое нацелено на разработчиков. Больше похоже, что Google готовит девелоперов к выходу Android 5.0 Key Lime Pie, где новые фичи и приложения будут более активно использовать измененный и новые фреймворки и API.
Но Android 4.3 не единственный представили в Сан-Франциско. Новую систему так ждали-ждали, а в итоге получили «радость программистов». Однако утешить безутешных юзверей Google попробовала анонсом нового планшета Nexus 7. Год назад, напомню, его первая версия произвела фурор — еще бы, такой качественный планшет и за такие деньги! Сегодня уже можно найти приличные модели от именитых брендов и подешевле. Так что Nexus 7 2013 года уже не самый дешевый, но зато сочетание цена/качество/характеристики у него одно из лучших.
Новый Nexus 7 теперь оснащается 4-ядерным процессором Qualcomm Snapdragon S4 Pro, работающим на частоте 1,5 ГГц — более новым и быстрым, чем NVIDIA Tegra 3 в прошлом Nexus 7. Google утверждает, скорость ЦП выросла в 1,8 раза, а графического чипа так и вовсе в четыре раза.
Но куда важнее появление нового экрана. Нет, диагональ осталась прежней — 7 дюймов. А вот разрешение возросло с 1280х800 до 1920х1200, что дало ту самую «Retina-четкость», а именно 323 ppi. Очень неплохо для планшета за $230! Это даже круче любого из iPad!
Вместе с тем появились 3G и даже 4G-модули. Объем оперативной памяти вырос вдвое до 2 Гбайт, а встроенной памяти теперь минимум 16 Гбайт, а максимум 32 Гбайта. Но расширять ее все также нельзя :(. Улучшили и камеру, которая теперь получила 5 МП сенсор, а кроме того нарисовалась и фронтальная камера, которой у первого Nexus 7 не было вовсе.
В довершение ко всему новый планшет меньше весит на 50 грамм, а также стал тоньше на 2 миллиметра. В общем, апгрейд весьма серьезный. И цены в общем-то не очень «кусаются»: $230 за 16 Гбайт вариант, $270 за модель с 32 Гбайт памяти, а $350 стоит версия с LTE-модулем. Пока это все продается в США с 30 июля 2013 года, а потом обещают начать поставки в Англию, Японию, Канаду, Германию, Францию, Южную Корею, Испанию и Австралию. России нет :(.
Кстати, новый Nexus 7 стал не единственным устройством с Android 4.3. Эту версию системы по идее уже получают владельцы первого Nexus 7, а также Nexus 4. Видимо, на Galaxy Nexus оно тоже появится. Чуть позже его следует ожидать на смарфтонах Google Play Edition – современных флагманах с «голым» Android.
Еще пару слов скажу про Chromecast — небольшой модуль с интерфейсом HDMI для телевизора. Подключив его к своему телеприемнику, девайс сможет транслировать на ТВ видео с онлайн-сервисов вроде YouTube и Vimeo.
В общем, по мне, Android 4.3 не впечатлил. Виден задел на будущее, но вот новый планшет Nexus 7 реально жжот! Уже хочу! А вы как? Не разочарованы презентацией Android 4.3?