Для того, чтобы обрести статус известной и культовой студии, немецкой Crytek понадобилось немногим больше пяти лет – теперь о ее проектах знает едва ли не больше народу, чем об играх id Software. Формула такого феноменального успеха довольно проста – разработчики выпускают не просто увлекательные шутеры, но и стоят на передовой технического прогресса. Far Cry, появившийся в 2004 году, и Crysis, заглянувший на PC в 2007, не были такими уж большими откровениями в плане геймплея, каким в свое время стал, скажем, Doom или Quake. Однако благодаря своей высокотехнологичности эти проекты впоследствии становились идеальными бенчмарками, выжимали все соки из «железа» и становились известными даже тому, кто видеоиграми интересуется лишь отчасти.
Впрочем, Crytek этим довольствоваться не собиралась – простившись с лицензией на Far Cry, и, в качестве пробы пера, выпустив Crysis под крылом Electronic Arts, она практически сразу же анонсировала вторую часть этой игры. Разработчики твердо решили, что пора, наконец, высокие технологии совмещать с прочими достоинствами отличных проектов – локациями, геймплеем, сторилайном и так далее.
Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой...
Сколько можно продавать один и тот же остров? – таким вопросом задались подопечные Цевата Йерли и решили перенести события сиквела в самый известный американский мегаполис, Нью-Йорк. Как выясняется, инопланетяне, заглянувшие на «огонек» во второй половине Crysis, никуда не делись – успешно освоив значительную территорию земного шара, они разворачивают широкомасштабное вторжение в Соединенные Штаты Америки.
Обещания по поводу того, что в Crysis 2 уютно почувствуют себя даже те, кто пропустил оригинал, оказались верными лишь отчасти. Совершенно новый герой, по прозвищу Алькатрас, действительно знает о пришельцах примерно столько же, сколько и новоприбывшие игроки – то есть практически ничего. Однако сюжетный «мостик» между двумя частями все же присутствует – им оказывает боец Пророк, который в самой завязке спасает нашего подопечного от неминуемой гибели от бластеров инопланетян.
Переодев находящегося без сознания Алькатраса в свой нанокостюм, Пророк пускает себе пулю в лоб – оставив нас разбираться с ворохом своих проблем и неприятностями покрупнее, вроде спасения всего Нью-Йорка. Как выясняется позже, решение нашего спасителя было единственно верным – подхватив инфекцию от инопланетян, шансов выбраться у Пророка было немного. С благодарностями, впрочем, спешить не стоит – помимо пришельцев, за человеком в нанокостюмчике охотятся сотни бойцов организации C.E.L.L., руководство которой твердо решило прикончить зараженного солдата.
Отметив про себя, что костюмчик на новом герое сидит идеально, отправляемся знакомиться с новыми возможностями, которых, кстати говоря, в Crysis 2 хватает. Во-первых, разработчики значительно улучшили особенности нанокостюма и, что немаловажно, упростили их использование. Броня и невидимость, расходующие энергию костюма, включаются по нажатию всего одной клавиши. Пользоваться силой и скоростью и того проще – для высокого прыжка достаточно лишь подольше удерживать пробел, а для ускоренного передвижения следует лишь зажать [Shift]. Во-вторых, становится ясным, что имелось в виду под понятием «вертикальный геймплей» – вместе с небоскребами появился вполне пристойный паркур, который не требует к себе лишнего внимания. Прыгая, герой самостоятельно цепляется за уступы, подтягивается и продолжает движение. Впервые появилась возможность совершать подкаты – включив, скажем, режим максимальной брони, мы можем в мгновение ока разобраться с одиноко стоящим бойцом, просто повалив его на землю и совершив контрольный выстрел.
Если геймплейные усовершенствования вас не прельщают, то весомый аргумент в пользу прохождения одиночной кампании – те самые высокие технологии, включая, конечно, графику. Мультиплатформенный статус проекта, созданного на движке CryEngine 3, не отразился на версии шутера для PC – поставив самое высокое разрешение и выкрутив настройки на максимум, можно получить полное представление того, чего на данный момент достигли видеоигры. А достигли они немалого – реалистичной игры света и тени, «живой» водички, буйства спецэффектов и неукоснительного соблюдения абсолютно всех предметов законов Ньютона.
Выпустив Crysis 2 не только на персоналках, но и на консолях, Crytek поступила мудро, четко разделив возможности каждого «железа». В консольных версиях – Crysis 2 лишь бледная тень того, что можно увидеть на компьютере «топовой» конфигурации. Возникающие прямо под носом модели, низкое разрешение, отсутствие приличного сглаживания – ладно, хоть присутствует интерактивность окружения. На PC картина другая: максимальные настройки графики позволяют задействовать DirectX 11, присутствует сглаживание, а количество кадров в секунду не идет ни в какое сравнение с консольными версиями.
Недостатки, впрочем, присутствуют – заметить их можно далеко не всегда, но тем не менее. Для начала, отсутствуют простые и вменяемые настройки графики – словно чего-то скрывая, разработчики приготовили несколько шаблонов – Master, Gamer, Specialist. До тех пор, пока не появилось более-менее приличного конфигуратора, экспериментировать можно лишь с разрешением, вертикальной синхронизацией и оконным режимом.
Как и в случае с Dragon Age II, который также приобрел мультиплатформенный статус, выставить настройки графики на максимум пока нельзя. В настоящий момент игра работает на DitecrtX девятой версии – поддержку DirectX 10 и 11 Electronic Arts обещает в ближайшее время, с выпуском соответствующего патча. Похоже, в последнее время это становится трендом – выпускать текстур-паки и обновления с поддержкой DirectX последних версий немного погодя после релиза мультиплатформенного проекта.
Свет, к которому в большинстве случаев вопросов не возникает, порой отрицательно влияет на геймплей – картинка иногда покрывается параллельными, прямыми линиями, которые оставляют после себя неприятные впечатления.
Наконец нельзя не сказать об интерактивности окружения, понятие о котором у Crytek сильно разнится по сравнению, скажем, со студией Infinity Ward и ее последними сериями Call of Duty. Дело в том, что абсолютно «сломать» можно лишь некоторые объекты – некоторые небоскребы на глазах складываются, как карточные домики, однако привести в негодность стол в кабинете не получится при всем желании. В итоге о разрушаемости складывается двойственное впечатление.
Freedom Figthers
Не удалось разработчикам избавиться и от определения «коридорный шутер», к которым Crysis 2 все-таки относится. Да, большинство локаций получилось на славу – места, в которых доведется побывать Алькатрасу, впитываются в самую подкорку мозга и рискуют остаться там надолго. Фрагменты статуи Свободы раскиданы по нескольким уровням, сражения с инопланетными «кальмарами» и бойцами C.E.L.L. разворачиваются как в подземке, так и на открытых пространствах, по пути попадаются огромные мосты и знакомые достопримечательности – однако гулять по этим локациям придется не в вольном порядке, а руководствуясь целеуказателем на мини-карте.
Чтобы игроки совсем «не отбились от рук», разработчики прибегли к давно проверенным вариантам – тикающему таймеру, «стратегическим» завалам проходов и горам «мяса», которое к тому же может вызывать подкрепления. Однако сильно расстраиваться по этому поводу не стоит – главное заключается в том, что проходить игру мы по-прежнему можем в своем стиле. Можно тупо переть напролом, изредка пользуясь максимальной броней, раздавая хедшоты направо и налево. Никто не мешает прибегнуть к помощи визора и с безопасного расстояния «подсветить» врагов и ключевые точки, получив тем самым тактическое превосходство над противником. Наконец, при желании можно сыграть в Сэма Фишера и избежать большинства неприятностей с помощью режима невидимости.
Хотя по сюжету игры на дворе отнюдь не близкий 2023-й год, оружие у бойцов вполне обыкновенное. Штурмовые винтовки, дробовики, пулеметы, ракетницы имеют немало сходства с реально существующими аналогами – вроде SCAR, SPAS, MG 60 и американским «Джавелином». Техника, к которой приходится прибегать лишь изредка, также вполне традиционна – БТР, увешанные пулеметами «Хаммеры», танки. Как и в дебютном ролике Crysis 2, герой при желании может воспользоваться силой нанокостюма и оторвать стационарный пулемет от джипа – патронов к такой «игрушке» не найти, зато несколько минут в качестве штатного рэмбо гарантированны.
Не вызывают больших восторгов в одиночной кампании лишь противники. По большому счету, их научили лишь нескольким уловкам – прятаться за укрытиями, стрелять вслепую, заходить с флангов и в тыл. Однако в ближнем бою и при неожиданных встречах искусственный интеллект дает ощутимый сбой, демонстрируя слабую реакцию и полнейшее недоумение. Впрочем, учитывая все возможности нанокостюма, было бы наивно полагать, что спецназовцы и инопланетяне, сильно смахивающие на «Хищников», предложат что-нибудь серьезнее ботов из F.E.A.R.
Чему действительно стоит удивиться – сюжет Crysis 2, который почти у всех из нас вызовет стократное чувство дежа вю. Печально, но факт – за три года, прошедшие с момента появления первой части, Crytek не удалось придумать действительно захватывающей истории. Тенденция, что называется, прослеживается – слабое место абсолютно всех проектов этой студии заключается именно в сюжете. Не станем разбрасываться спойлерами, но лишь отметим, что количество эпизодов в Crysis 2, которые мы уже видели в той или иной вариации в других шутерах, просто зашкаливает. История морпеха в нанокостюме полна заимствований из Call of Duty, Battlefield и, конечно, Quake.
Завершая разговор о сингле, нельзя не упомянуть о звуковом сопровождении, которое можно назвать высококлассным. Несмотря на появление демо-версии мультиплеера Crysis 2 незадолго перед его релизом, саундтрек не успел надоесть и радует новыми темами в финальной версии игры. Нет вопросов и к оригинальной версии шутера – в локализации не слишком удались лишь голоса некоторых персонажей. К достоинствам саундтрека стоит отнести также тот факт, что его прослушивать можно даже в отрыве от игрового процесса – редкое на сегодняшний день явление.
One shot – one kill, no luck – just skill
Если в оригинальном Crysis многопользовательский режим можно было назвать лишь «довеском» к одиночной игре, то в Crysis 2 мультиплеер наконец-то стал полноценной составляющей, которую не стыдно назвать «игрой в игре». Над сетевым режимом сиквела работала команда из 70 человек, так что совсем другой подход к мультиплееру чувствуется сразу. Самых важных вещей, пожалуй, две: мультипллер увлекательный и он не слишком похож на известных каждому конкурентов – серии Call of Duty и Battlefield. Ну и, конечно, многопользовательские баталии крайне разнообразные – наскучить смогут лишь по прошествии большого количества времени.
Отказавшись от выделенных серверов и сделав ставку на matchmaking-систему, разработчики не прогадали – благодаря оптимизированному коду и отсутствию багов, поиск противников и сражений происходит в считанные секунды. О том, что в свое время творилось в Call of Duty: Modern Warfare 2, ничто не напоминает – создав своего бойца, вступаем в одно из лобби и менее чем через минуту бросаемся в бой. На первое время полутора десятка карт и шести режимов хватает с лихвой – на изучение всех хитростей и «нычек» уйдет никак не меньше пары недель. Чтобы прокачаться до максимального, 80-го уровня, и того больше – по словам разработчиков, для этого понадобится не менее 80 часов.
От заимствований удачных решений отказываться было бы глупо, поэтому ничего удивительного, что в мультиплеере Crysis 2 мы можем создавать пользовательские классы, самостоятельно определяться с набором перков и активно прибегать к помощи киллстриков (наград за серию убийств). Разумеется, практически все перки так или иначе «завязаны» на особенностях нанокостюма – при желании ему можно приобрести дополнительную броню, невиданную скорость, более продолжительный режим невидимости, отсутствие лишнего шума, отсутствие отдачи у оружия и так далее. Аналогичным образом можно поступить и со стандартными классами, самостоятельно определившись с основным и второстепенным оружием, выбрав снаряжение, а также модифицировав «стволы» до полной неузнаваемости.
Наконец, киллстрики – теперь это не банальные «беспилотники» или собаки, вернувшиеся к нам в Call of Duty: Black Ops, а создание помех в эфире противника, силовые прыжки в нанокостюме и поддержка с воздуха инопланетных кораблей. Кстати говоря, до банальностей, вроде противостояния инопланетян с людьми в мультиплеере, разработчики не скатились. Борьба идет между «Морскими котиками» и бойцами C.E.L.L., а о пришельцах напоминают лишь награды за серии убийств и космические капсулы, которые необходимо удерживать в режиме Team Instant Action.
Геймплей – вот то, что выделяет мультиплеер Crysis 2 среди коллег по цеху. Возможности нанокостюма у абсолютно каждого игрока переворачивают с ног на голову все понятия о многопользовательском экшене, которые имелись у нас до настоящего момента. Полностью контролировать ситуацию на поле боя теперь практически невозможно – враг может незаметно подкрасться к вам даже перед носом, лишь в последний момент сверкнув шейдерами, едва заметными в режиме невидимости. В долгу, будьте уверены, вы не останетесь – помимо возможности открывать огонь из любого оружия, вы можете запрыгивать на самые высокие здания и оттуда контролировать поле боя, можете совершать подкаты врагам, в такой же манере уходить в невидимость и наносить смертельные удары противникам в спину.
Заблаговременно проведенное бета-тестирование и наблюдение за характерными ошибками конкурентов, позволило Crytek избавиться от массы неприятностей. В сетевом режиме отсутствуют лаги и «тормоза» даже на машинах средней конфигурации. Система респауна не вызывает нареканий даже в командном дефматче, когда бойцы одной команды находятся в разных уголках карты – появившись спустя несколько секунд после смерти, у вас имеется достаточно времени, чтобы оценить обстановку и принять соответствующие меры. Наконец, в арсенале отсутствует оружие, вносящее дисбаланс – чувствовать себя спокойно нельзя даже с мощным пулеметом с вместительными магазинами – опасность в данном случае поджидает в образе снайперов и быстрых «скаутов», вооруженными дробовиками.
Довольными мультиплеером окажутся и те, кто любит коллекционировать различные награды. Аналогом достижений/ачивментов в Crysis 2 являются медали, выдаваемый если не за каждый чих, то хотя бы за каждое успешное действие в мультиплеере. Совершили первое убийство, защитили капсулу до ее взрыва, оформили победное убийство – распишитесь в получении соответствующей медали и записи в карточке игрока. Как и в последних частях Call of Duty, последнюю можно кастомизировать – менять прозвища, экспериментировать с фоном, добавлять уникальные элементы. Мелочь, но как всегда приятно.
Crysis 2 – а оно нам нано?
Окончательный диагноз напрашивается сам собой – Crysis 2 получился именно таким, каким его ждали большинство из нас. Высокотехнологичным шутером, с увлекательным мультиплеером и скучноватой одиночной кампанией. Движение вперед можно отметить лишь со стороны сетевого режима и технологий, что уже само по себе неплохо. Сюжет же по-прежнему остается орехом, который до настоящего времени не может раскусить Crytek. Впрочем, «технофрикам» до этого не должно быть дела – у них есть теперь занятие поинтереснее – на горизонте появился новый бенчмарк, который охотно приступит к высасыванию всех соков из «железа».