Поиски 2 миллионов "пропавших" iPhone продолжаются, в то время как Apple продолжает покорять новые вершины своим Leopard. Благодаря этой ОС темпы роста продаж компьютеров Apple многократно превосходят увеличение продаж ПК. Конечно, успехи Leopard и принявшие массовый характер разблокировки iPhone не связаны напрямую, но, тем не менее, демонстрируют силу и слабости бизнес-модели "фруктовой компании".
У Apple получается держать в "ежовых" все Mac-сообщество и при этом радовать его своими новыми Mac PC и ОС Leopard. Но вот с ее первым телефонным опытом эта формула не сработала – увязка iPhone только на одного национального провайдера, похоже, нанесла этому телефону непоправимый ущерб. Именно на такой вывод наталкивает дилемма с "исчезновением" iPhone. А ведь компания недосчиталась более 1.5 миллионов телефонов.
Согласно опубликованному на днях отчету о деятельности по декабрь включительно компания продала 3.7 миллиона своих телефонов в США. Но, как оказалось, лишь 2 миллиона были подключены у AT&T. В этом случае возможны лишь два более или менее правдоподобных варианта: либо телефоны находятся все еще на складах, либо их разблокировали и потому их не "видит" AT&T. В пользу первого предположения говорят свидетельства о сокращении приблизительно на 30% объемов продаж по сравнению с первыми месяцами сразу же после снижения цен на iPhone. Но тогда можно говорить о затоваривании складов и, что еще более важно, о существенном снижении популярности этого телефона – больше никто не будет его продавать лишь по две штуки в одни руки. А это значит, что, по сути, начался закат iPhone… по крайней мерее для его первого поколения.
Вторая теория также имеет право на существование. Ранее считалось, что от 15% до 20% (670000 – 850000 штук) телефонов iPhone пользователи разблокируют сразу же после покупки. И все равно не совсем понятно, куда делся еще почти миллион. Правда, теперь аналитик Тони Сакконаги (Toni Sacconaghi) из Bernstein Research исходя из новых свидетельств поднял эту планку до 25-30%, что уже гораздо ближе к недостающим 1.5 миллионам, тем более что несколько сот тысяч - это как раз нормальный складской запас на короткий период. И хотя это для самой Apple вроде бы и лучше чем "умирание" ее детища, это говорит не в пользу избранной компанией стратегии. Если раньше говорили о 20% разблокировок, а теперь о 30%, то это может означать не только то, что аналитики "обсчитались", но и что недовольство концепцией привязки к одному провайдеру возрастает по мере того, как iPhone перестает быть лишь модным аксессуаром на столике в ночном клубе, но уже превращается в банальное средство связи. Если раньше можно было говорить о кучке энтузиастов, которые возможно в пику "традиционному обществу, пытающемуся навязать им свои правила игры" шли на неудобства и риск потерять гарантию, то теперь на это Apple довольно сложно кивать. Ведь если уже треть пользователей оказываются недовольны на столько, что готовы идти против закона, то как еще можно оценить политику дистрибьюции этого телефона кроме как провал?
Конечно, может покупатели просто еще не привыкли к бизнес-модели Apple применительно к новому для нее телекоммуникационному бизнесу. Некогда вызывавшая немало нареканий бизнес-модель для ПК от Apple теперь дает свои сочные плоды. Статистика говорит сама за себя. Так, согласно опросу проведенному ChangeWave, более 80% пользователей "очень довольны" ОС Mac OS X 10.5 Leopard. И это при том, что только 53% также оценивают свою Windows XP Home, 51% – Windows XP Pro, и лишь 27% и 15% пользователей Windows Vista Home Premium и Vista Home Basic "очень довольны" этой ОС. Однако традиционно считается, что Apple покупают заранее "влюбленные" в этот ПК люди, которые плюс к этому считают себя профессионалами, а таким людям иногда сложно признавать свои ошибки. Но самое интересное, что как раз это то и не так – пользователи Apple - это отнюдь не статическая группа самовлюбленных IT-менеджеров, пополняемых лишь из числа выпускников Гарварда. Согласно исследованию все той же ChangeWave, в период рождественских праздников продажи ноутбуков Apple выросли на три процентных пункта и составили 17% (с ноября по январь), а настольных систем аж на 6 процентных пунктов и поднялись до рекордных 16%. При этом ведущие торговые онлайн-сети отмечали, что сразу несколько лэптопов компании возглавляют списки продаж. Может быть эта же судьба ждет и iPhone, только нужно подождать? Впрочем, возможно для этого рынка бизнес-модель компании не уместна в том виде, в каком она есть сейчас.