Если в порядке эксперимента узнать, какие игры известны большинству наших соотечественников, то быстро выяснится, что это хиты конца прошлого – начала этого веков. Список перечисленных игр будет примерно следующим: Counter-Strike. Quake, WarCraft и, конечно, StarCraft. Две последние принадлежат компании Blizzard Entertainment, которая за минувшие десять с лишним лет стала для геймеров светом в конце тоннеля, показывающим, какими должны быть по-настоящему качественные игры. Этим летом, спустя двенадцать лет после оригинала, серия StarCraft получила продолжение и не рассказать об этом чуточку подробнее было бы преступлением против значительной части человечества.
WarCraft в космосе
До весны 1998 года, когда на свет появилась культовая стратегия StarCraft, самым известным детищем Blizzard была серия WarCraft – фэнтэзийная сага о противостоянии людей и орков. После WarCraft II: Tides of Darkness разработчики пришли к выводу, что было бы неплохо в следующем проекте кардинально сменить сеттинг и сделать стратегию более разнообразной. Так родился StarCraft, который имел немало общего с геймплеем WarCraft, однако кардинально отличался от него как сторонами конфликта, так и способами ведения боевых действий.
В отличие от WarCraft, в StarCraft события развивались в далеком будущем в космосе. Отношения между собой выясняли три кардинально отличающихся друг от друга расы: терраны-земляне, зерги и протоссы. Помимо уникальной внешности, стороны отличались друг от друга принципами ведения войны, тактикой и даже идеологией. Земляне использовали примерно те рода войск, что и современная армия – пехоту, артиллерию, танки, авиацию и морской флот. Ожившая биомасса – зерги – всегда были готовы наплодить не только новых юнитов, но и строения. Их база, по сути, представляла собой оживший организм, уничтожить который не так-то просто. Наконец, протоссы – в высшей степени разумные существа, которые обладали самым совершенным и дорогостоящим оружием, способным вмиг разнести базу врага на мелкие атомы. Правда, чтобы получить доступ к этим «сверхаргументам», протоссам предстояло отбиться от наседающих противников.
Для тех, кто не побежал после этого учить исходники двенадцатилетней давности, устроим краткий ликбез, пересказав сюжет оригинала и аддона StarCraft: Brood War, который появился всего спустя несколько месяцев после релиза StarCraft. Столь оперативно выпущенное дополнение добавило к оригиналу три новых кампании для одиночного прохождения, по два новых юнита для терранов и зергов, а также три новых юнита для протоссов. Учитывая, что возможность записи реплеев (повторов сыгранных матчей) была добавлена в патче 1.08, стратегия была идеальна. Впрочем, не совсем – с момента появления игры в 1998 году до настоящего времени появилось шестнадцать патчей, в которых разработчики вносили новые изменения и устраняли мелкие ошибки.
В далекой-далекой галактике...
События StarCraft начинаются в 2499 году, когда с Земли были высланы четыре огромных космических корабля с диссидентами и преступниками на борту. В ходе непредвиденной ситуации земной флот был вынужден совершить аварийную посадку на далеких планетах – Тарсонисе, Умодже и Мории. Склонные к выживанию в любых условиях, уголовники основали в далекой галактике новую жизнь – столицей основанного государства стала планета Тарсонис, а новый режим получил название Конфедерация. Впрочем, очень скоро выяснилось, что воцарившийся тоталитарный режим устраивал далеко не всех – бывший геологоразведчик Арктур Менгск основал группировку «Сыны Корхала» и возглавил восстание против правящего режима.
Однако как следует повоевать между собой терранам не пришлось – на горизонте возникли новые угрозы. Выяснилось, что люди в космосе не одни. Сначала на планету Чау-Сара, где была расположена колония конфедератов, напали протоссы – они попросту выжгли там все дотла. Затем шериф планеты Мар-Сара, Джим Рейнор, столкнулся с ужасной расой зергов. Решение об эвакуации людей с Мар-Сары было крайне своевременным, так как вскоре там появились все те же протоссы и вновь уничтожили там все живое.
Разочаровавшись в Конфедерации, Рейнор примкнул к Менгску и «Сынам Корхала», где и познакомился с Сарой Керриган – заместительницей лидера повстанцев. Несмотря на первоначальные разногласия, Рейнор сработался с Керриган – более того, их отношения переросли в нечто большее, чем дружба. Освобождая планеты от зергов с помощью пси-излучателей, которые привлекали этих созданий, «Сыны Корхала» заслужили признание у большого количества людей. Однако вскоре случилась беда, виновным в которой оказался Арктур Менгск. Приказав уничтожить зергов на густонаселенном Тарсонисе, он бросил Сару Керриган в самый неподходящий момент. В итоге Керриган попала в плен к зергам, а Джим Рейнор стал заклятым врагом Менгска. Безуспешно попытавшись спасти Керриган, он угнал флагманский крейсер Менгска, «Гиперион», и отбыл в неизвестном направлении. Впоследствии за помощью к Менгску обратились правители многих планет – Арктур создал новое государство, Доминион, и провозгласил себя его императором.
Последнее, что стоит знать тем, кто собирается начать свое знакомство со вселенной StarCraft только сейчас – Сара Керриган не погибла. Сверхразум, высшее существо, управляющее Роем зергов, сохранил ей жизнь и превратил девушку в Королеву Клинков. Единственное, что теперь имеет значение для жуткого существа, наделенного невероятной физической силой и впечатляющими псионными способностями – Рой зергов.
Destroy’em’all
Как и абсолютное большинство стратегий конца прошлого века, StarCraft основывался на всем понятном принципе – построил базу, наклепал юнитов и уничтожил базу врага. Ключевыми понятиями для геймплея StarCraft, помимо постройки зданий и юнитов, а также их своевременных апгрейдов, был сбор ресурсов – зеленого газа веспена и синих минералов. Для того, чтобы победить противника, требовалось, чтобы ресурсы не залеживались в хранилищах, а постоянно находились в «обороте». Чтобы не пропустить момента и не потерять ни одной секунды, от игрока требовалось знание всех «горячих» клавиш. Хорошо зная о том, что без так называемого микроконтроля геймерам не обойтись, разработчики позволили себе в StarCraft несколько забавных «пасхалок» (своего рода недокументированные юмористические вставки). Например, если двадцать раз подряд кликнуть мышью по криттеру (нейтральному безвредному существу), то он взорвется. Правда, урон юнитам и постройкам игрока при этом не наносился.
Несмотря на схожесть StarCraft с тем же WarCraft II или серией Command & Conquer, игра заслужила признание миллионов игроков. Составляющими успеха были не только оригинальный сеттинг и уникальность представленных рас – безумной популярностью пользовался многопользовательский режим игры, кровеносная система которого была завязана на онлайновом сервисе Battle.net. Одному богу известно, сколько всего матчей по StarCraft было сыграно с его помощью, однако отточенный до блеска баланс и возможность применения в игре огромного количества тактик сделали свое дело – стратегия стала обязательным пунктом в киберспортивных мероприятиях.
Практически во всех странах мира появились киберспортивные лиги по StarCraft: Brood War, а международные федерации стали проводить турниры по этой дисциплине. Вершиной успеха StarCraft стало его включение в ежегодные соревнования World Cyber Games – там эта дисциплина появилась едва ли не самой первой из всех и до настоящих дней ее присутствие там даже не подвергается сомнению. Стоит ли говорить, что успехи StarCraft на киберспортивной арене поспособствовали появлению одного из самых мощных в мире коммьюнити игроков – помимо игры на серверах Battle.net, оно регулярно радует творчеством по мотивам любимой стратегии – пишутся книги, создаются новые карты, дорабатывается оригинал, а многие из моддеров даже становятся разработчиками новых игр.
Корейский народный продукт
Если говорить о StarCraft, то ни в коем случае нельзя не упомянуть об успехе этой серии в Южной Корее. Там эта киберспортивная дисциплина завоевала не просто любовь всех игроков, а стала самой настоящей национальной манией. В этой азиатской стране StraCraft является чуть ли не религией, на которой помешаны миллионы людей. Существует огромное количество профессиональных лиг, проводятся сотни турниров, а трансляции матчей показываются в прямом эфире национального телевидения. Стоит ли говорить, что едва ли не каждый подросток в этой стране мечтает стать профессиональным старкрафтером, которого в обязательном порядке будут уважать друзья, родители и знакомые. При этом киберспортивная карьера приносит немалые деньги – самым лучшим игрокам выплачиваются очень приличные гонорары, а со звездами спонсоры заключают многолетние контракты.
StarCraft, который в Южной Корее является тем же, чем футбол является для Великобритании, а коррида для Испании, собирает многомиллионые аудитории и по праву считается там киберспортивной дисциплиной №1. Как и в любом спорте, не обходится без регулярных скандалов, связанных с самыми известными игрокам. Например, совсем недавно громкую огласку получила история с договорными матчами в одной из старкрафтерских лиг. Как выяснилось, целый ряд известных прогеймеров договорился с букмекерскими конторами об итогах нескольких матчей, которые были сыграны пару лет назад. В качестве «гонорара» каждый из киберспортсменов получил от букмекеров около $4000 откупных. Спустя пару лет пришло время «разбора полетов», практически все провинившиеся были оштрафованы и пожизненно отстранены от участия в турнирах по StarCraft. Однако, как признались в своих блогах некоторые из виновных, самым суровым для них наказанием стал общественный позор – ведь они пытались извлечь выгоду из самой «святой» для многих корейцев вещи.
Говоря о большой любви корейцев к StarCraft, стоит заметить, что далеко не все киберспортивные организации испытывают такие же чувства к Blizzard. Давным-давно учуяв популярность стратегии в Южной Корее, Blizzard несколько раз пыталась извлечь из этого собственную выгоду. Для этого разработчики начали устраивать соревнования под эгидой Blizzard, однако большой популярности они не снискали. Оказалось, что палки в колеса авторам игры вставляет ассоциация Korean electronic Sports League (KeSPA), у которой с Blizzard давний конфликт.
Справедливо полагая, что раз авторство StarCraft принадлежит ей, Blizzard потребовала от KeSPA денежных отчислений с турниров, которые она проводила. Однако в ответ получила отказ, который вынудил Blizzard устраивать собственные соревнования. Вполне возможно, что такая идея была бы неплохой, однако KeSPA запретила своим звездам выступать на таких турнирах. Малое количество известных игроков самым печальным образом сказалось на посещаемости мероприятий, которые устраивала Blizzard, поэтому последняя решила разорвать с KeSPA все отношения. Анонсировав StarCraft 2, о котором речь пойдет дальше, она заявила, что найдет более сговорчивого партнера, которому и отдаст права на проведение соревнований по данной дисциплине. Впрочем, ответ от KeSPA не заставил себя ждать – заявив, что она плевать хотела на какие-то договоренности с Blizzard, ассоциация объявила, что турнирам по StarCraft 2 под ее эгидой быть в любом случае.
Черт, давно пора!
В начале 2007 года Blizzard сообщила, что в скором времени собирается сделать какой-то очень важный анонс. Тут же стало понятно, что речь идет о продолжении какой-то известной серии. Но какой? StarCraft, WarCraft или Diablo? Отчасти список возможных проектов был сокращен благодаря тому, что в списке новых вакансий компании появился дизайнер уровней, имеющий опыт работы с редакторами карт для трехмерных RTS. Между тем, Blizzard объявила, что моментом истины должен был стать саммит Worldwide Invitational в столице Южной Корее, Сеуле.
И вот, в мае 2007 года на Worldwide Invitational состоялся анонс StarCraft 2. Место анонса было выбрано явно не случайно, ведь именно здесь игра приобрела культовый статус. Показав рабочий билд стратегии, разработчики предпочли сохранить молчание в эфире вплоть до следующего года. На BlizzCon’08, который состоялся в октябре 2008 года, Blizzard рассказала о шокирующем превращении StarCraft 2 в три независимые игры – по количеству представленных рас и кампаний. По словам разработчиков, решение о превращении StarCraft 2 в трилогию пришло после того, как они поняли, что масштаб проекта слишком велик, чтобы его можно было завершить в приемлемые сроки, не уронив при этом планку качества. А потому сначала появится StarCraft 2: Wings of Liberty с терранами в главной роли, затем – Zerg: Heart of the Swarm, ну а в завершение – Protoss: Legacy of the Void.
До нынешнего, 2010 года, сиквел культовой RTS неоднократно переносился – в этом ничего удивительного нет, Blizzard лишь в очередной раз подтвердила аксиому о том, что она делает игры ровно столько, сколько это необходимо разработчикам для создания качественного проекта. Впрочем, не забыли разработчики и о необходимом усовершенствовании сервиса Battle.net, который стал причиной последней задержки игры. И вот, наконец, случилось то, чего все ждали с огромным нетерпением – StarCraft 2: Wings of Liberty появился на абсолютно всех прилавках – как в магазинах, так и в сервисах цифровой дистрибуции.
Но прежде чем переходить к самой интересной части нашего разговора, стоит остановиться на том, что вызвало буквально шквал критики в адрес Blizzard – модели распространения первой части трилогии StarCraft 2. Дело в том, что разработчики решили разделить весь мир на регионы, в которых Wings of Liberty будет распространяться по-разному. Например, в России и в ряде других «небогатых» государств RTS распространяется в двух вариантах: DVD-боксах и «джевелах» за относительно небольшую стоимость, но с рядом условий-ограничений. Купив DVD-бокс (999 рублей) наши соотечественники смогут пользоваться сервисом Battle.net на протяжении года. Более дешевый «джевел» (499 рублей) предоставляет те же услуги в течение 120 дней. Продолжение банкета на 120 дней по истечении времени, включенного в стоимость игры, обойдется в 500 рублей. Ну а для того, чтобы не беспокоиться об оплате услуг Battle.net, придется выложить 1800 рублей – именно столько стоит неограниченный доступ.
В то же время практически вся Европа и США может приобрести StarCraft 2 по более высокой стоимости, но с более понятным и близким принципом – «заплатил – играй». Выигрывают ли наши геймеры от такого подхода, при котором играть можно лишь на русскоязычных серверах – вопрос на миллион. С одной стороны, недорогое издание Wings of Liberty идеально подойдет для тех, кто пробежит одиночную кампанию, сыграет 10-15 игр в мультиплеере и забросит диск на дальнюю полку. Но, согласитесь, немало найдется среди нас и тех, кто надолго пропишется в Battle.net и перспектива постоянно доплачивать за использование сервиса не слишком привлекательна. Оптимальным вариантом было бы наличие у нас двух изданий одновременно – «русского» StarCraft 2 и «европейского». Но Blizzard, увы, непреклонна в своем решении.
El Taro Tassadar!
StarCraft 2: Wings of Liberty, как того все и ждали, оказался именно сиквелом легендарного StarCraft, а вовсе не новой игрой со знакомыми буковками в названии. Wings of Liberty связан с оригиналом единой кровеносной системой, которую наполняют сюжет, персонажи и даже аналогичные правила. Решив, что со StarCraft 2 должно познакомиться абсолютное большинство игроков, Blizzard скрутила фигу перед обладателями топового «железа». На смену списанному в утиль движку от WarCraft пришел Havoc, однако узнавать его приходится не с самой лучшей стороны – примером тому служат текстуры низкого разрешения, аляповатые модели и бедные спецэффекты. Выручает лишь классная анимация да CG-ролики, о которых поговорим ниже. Зато системные требования у игры оказались очень пристойными – для запуска StarCraft 2 понадобится Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц, 1 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня GeForce 6600 или Radeon 9800 Pro, 12 Гбайт на винчестере и обязательное для активации игры интернет-соединение.
Первый раз запустивших одиночную кампанию поклонников серии StarCraft наверняка хватит удар и случится острый приступ ностальгии – визуально сиквел чертовски походит на оригинал. Да, в динамиках звучат не бодрые марши и «фантастическая» музыка, а задорный блюз и ковбойщина. Да, количество полигонов на юнитах и постройках возросло в разы (а если быть более точными, то в первой части их вообще не было – там все отрисовано спрайтами). Но позвольте – узнать StarCraft в новой игре сможет любой, кто хотя бы одним глазом наблюдал за процессом игры в StarCraft: Brood War. В Blizzard по этому поводу не скрывают радости – мол, размеры юнитов и построек остались такими же не просто так, а для того, чтобы киберспортсменам было бы удобно максимально безболезненно перейти на новую дисциплину. И разве кто-нибудь сомневается в том, что уже совсем скоро они так и поступят?
События Wings of Liberty стартуют спустя четыре года после оригинала. Это, конечно, малый срок для стратегии, чья история разворачивается в 2500-х годах, однако за этот период произошло немало интересного. Особенно это заметно на примере главного героя, Джима Рейнора, бывшего шерифа Мар-Сары. Обросший щетиной, он пьет горькую в одном из заброшенных баров и тоскливо посматривает на фотографию Сары Керриган – на которой она была запечатлена еще до своего превращения в Королеву Клинков. Неожиданно объявляется старый приятель Рейнора, Тайкус Финдли, огромный «спейсмаринер», которого почему-то помиловали и скостили ему пожизненный срок. Хлопнув по плечу раскисшего друга, Финдли предлагает авантюру, от которой трудно отказаться – необходимо собрать по кускам артефакт, за который потом можно выручить огромное количество кредитов.
Глядя на сюжет одиночной кампании, Blizzard хочется расцеловать и раскритиковать одновременно – чувства просто переполняют. С одной стороны, рассказанная история представляет из себя сборник клише, которые оригинальными не назовет ни один человек, читающий научную фантастику. Сбор по кускам артефакта, герой – спаситель вселенной, предательство близкого друга, очередной щелчок по носу протоссам, наличие у всех рас общего врага – черт, дайте подумать, где это уже доводилось слышать... С другой стороны, разработчики в 26 миссиях кампании закручивают вокруг игрока аттракцион таких масштабов, что по-настоящему оценить стратегию можно лишь спустя несколько дней после игры – когда чувства утихают и голова становится, наконец, холодной. Привычный сбор ресурсов, создание армии и уничтожение базы врага разработчики умудрились максимально разнообразить – то мы спасаем повстанцев от эпидемии, то грабим поезда Доминиона, то распечатываем врата древнего храма Зел-Нага, то наперегонки с оппонентом собираем ресурсы. К тому времени, когда Рейнора просят стибрить у талдаримских стражей терразин, сомнений практически не остается – сюжет простой, однако увлекательный.
А ведь есть еще чем заняться между выполнением миссий. Корабль бывшего шерифа Мар-Сары разделен на четыре локации, орудовать на которых приходится мышкой – как в каком-нибудь квесте. На капитанском мостике Рейнор и Ко обсуждают дальнейшие задания – видеобрифинги лишь немногим уступают видео с живыми актерами из Command & Conquer 3. В кают-компании, помимо возможности пообщаться с ключевыми персонажами и получить поддержку у наемников, стоит самый настоящий игровой автомат с классикой, от которой наворачиваются слезы радости – Lost Viking и Space Invaders. Играя в эти аркады, внешний вид которых такой же, как у самого StarCraft 2, иногда задаешься вопросом, почему на компьютере запущен StarCraft – ведь наркотический эффект у аркад едва ли не больший, чем у стратегии.
В попытках упростить игрокам жизнь, разработчики вынесли бонусные улучшения юнитов в «Арсенал». Теперь нет нужды каждый раз выбирать улучшение для пехоты, техники и построек прямо на поле боя – бонус выбирается между миссиями раз и навсегда. Правда, стоит такое удовольствие недешево – к тому же от выбранного улучшения зависит дальнейшая тактика. Не менее ценные приобретения предлагает «Лаборатория», в которой ведется изучение биологии зергов и протоссов. За очки исследований покупаются технологии для все тех же юнитов и построек. Как и в «Арсенале», выбрать можно лишь одно из двух улучшений, так что вставать перед дилеммами игрокам придется постоянно.
Геймплей StarCraft 2 вряд ли удивит тех, кому довелось играть в оригинал. Оценить его в кампании можно лишь поверхностно, так как в некоторых миссиях строить базу не приходится вовсе. Наверняка настоящим шоком для многих окажется пара заданий за протоссов – сначала нам приходится играть чуть ли не в MMORPG, управляя одним-двумя юнитами, а затем предстоит принять участие в самой масштабной битве, от количества юнитов в которой «проседает» fps даже у владельцев довольно приличного «железа». По-настоящему познакомиться с геймплеем StarCraft 2 можно лишь в многопользовательских баталиях. И тут выясняется, что принципы практически не изменились. Строим базу, даем отпор наседающим противникам, собираем армию и отправляемся в финальный раш на базу врага. Есть, конечно, немало нововведений – изменились принципы обороны «бутылочных горлышек» (единственных входов на базу), появились минералы желтого цвета (которые дают по семь единиц ценного груза), кое-какие изменения произошли в списке доступных расам юнитов. Но в целом – это все тот же StarCraft, в который играть все так же интересно, как и двенадцать лет назад.
Стремясь обойти болото рутины, авторы StarCraft 2 приложили немало усилий, чтобы избежать самоцитирования в дизайне карт. Все они разные – равно как и задачи, которые ставятся перед игроком. Чтобы праздновать победу, мы вытаскиваем рабочих из огненной лавы, переживаем ночные атаки зараженных повстанцев, на протяжении получаса уничтожаем зергов и дожидаемся эвакуации. В паре миссий разработчики позволили даже влиять на дальнейшие события игры – после брифинга от Рейнора настойчиво требуют решения проблемы. Например, узнав о заражении на одной из планет, герой вправе выбрать, как ему поступить: помочь протоссам и уничтожить там все живое, или встать на сторону очаровательной докторши из лаборатории и попытаться спасти выживших людей. От принятого решения зависит отношение союзников – огорчить придется либо протоссов, либо девушку.
CG-роликов, которые вызывают традиционный по такому поводу wow-эффект, всего четыре штуки, что вполне объяснимо – удовольствие не из дешевых. Впрочем, порадовать глаз хорошим видео можно благодаря выпускам новостей, которые транслируются в кают-компании. Если и этого мало, то не пропускайте диалоги персонажей после выполнения каждой из миссий – поболтать и вспомнить всех и вся они очень любят.
Перед многопользовательскими баталиями и более близким знакомством с Battle.net не лишним будет опробовать свои силы в скирмиш-режиме. Он, признаться, радует – помимо обычной игры против ботов на любой из карт одиночной кампании, имеется возможность пройти испытания в количестве девяти штук. Осилив их хотя бы на среднем уровне сложности, можете быть уверенными – роли боксерской груши в мультиплеере вам удалось избежать. Быстрое создание базы, микроконтроль, мгновенные апгрейды юнитов, раш на базу врага с оглядкой на тылы – этому и не только можно научиться в ходе выполнения испытаний.
На вершине киберспортивного Олимпа, разумеется, Battle.net 2.0. После того, как сервис был обновлен, игрокам стало практически не за что ругать Blizzard. Быстрый поиск противников, наличие учебной лиги и множества других (которые формируются исходя из мастерства игроков), ладдеры и таблицы лидеров... При этом, чтобы со всем этим познакомиться, вовсе не надо много времени – интерфейс сервиса понятный и интуитивный. Партии в среднем длятся около 10-15 минут, буквально после одной-двух стычек с противником становится понятно, кто же одержит в итоге верх. До последних аргументов дело доходит крайне редко, зато пару матчей в обеденном перерыве – обычное дело.
Ну что ж, пора подводить итоги. В общем и целом, все было понятно еще до выхода игры: миллионы фанатов, двенадцать лет ожидания и качество made by Blizzard сделали свое дело. На данный момент стратегия уже продалась тиражом более полутора миллионов копий (это не беря в расчет цифровые продажи). И это, судя по всему, только начало – не за горами появление самостоятельных аддонов Heart of Swarm и Legacy of Void, которые сойдут со стапелей Blizzard только тогда, когда этого захотят разработчики. Ну а StarCraft 2: Wings of Liberty, видимо, ожидает судьба оригинала – долгая жизнь на киберспортивной арене и признание миллионов игроков. Стоит ли остальным играть в олдскульную стратегию, скроенную по особым лекалам самой Blizzard? В обязательном порядке – ведь это не только лекарство от ностальгии, но и современная классика жанра.