Destroy’em’all
Как и абсолютное большинство стратегий конца прошлого века, StarCraft основывался на всем понятном принципе – построил базу, наклепал юнитов и уничтожил базу врага. Ключевыми понятиями для геймплея StarCraft, помимо постройки зданий и юнитов, а также их своевременных апгрейдов, был сбор ресурсов – зеленого газа веспена и синих минералов. Для того, чтобы победить противника, требовалось, чтобы ресурсы не залеживались в хранилищах, а постоянно находились в «обороте». Чтобы не пропустить момента и не потерять ни одной секунды, от игрока требовалось знание всех «горячих» клавиш. Хорошо зная о том, что без так называемого микроконтроля геймерам не обойтись, разработчики позволили себе в StarCraft несколько забавных «пасхалок» (своего рода недокументированные юмористические вставки). Например, если двадцать раз подряд кликнуть мышью по криттеру (нейтральному безвредному существу), то он взорвется. Правда, урон юнитам и постройкам игрока при этом не наносился.
Несмотря на схожесть StarCraft с тем же WarCraft II или серией Command & Conquer, игра заслужила признание миллионов игроков. Составляющими успеха были не только оригинальный сеттинг и уникальность представленных рас – безумной популярностью пользовался многопользовательский режим игры, кровеносная система которого была завязана на онлайновом сервисе Battle.net. Одному богу известно, сколько всего матчей по StarCraft было сыграно с его помощью, однако отточенный до блеска баланс и возможность применения в игре огромного количества тактик сделали свое дело – стратегия стала обязательным пунктом в киберспортивных мероприятиях.
Практически во всех странах мира появились киберспортивные лиги по StarCraft: Brood War, а международные федерации стали проводить турниры по этой дисциплине. Вершиной успеха StarCraft стало его включение в ежегодные соревнования World Cyber Games – там эта дисциплина появилась едва ли не самой первой из всех и до настоящих дней ее присутствие там даже не подвергается сомнению. Стоит ли говорить, что успехи StarCraft на киберспортивной арене поспособствовали появлению одного из самых мощных в мире коммьюнити игроков – помимо игры на серверах Battle.net, оно регулярно радует творчеством по мотивам любимой стратегии – пишутся книги, создаются новые карты, дорабатывается оригинал, а многие из моддеров даже становятся разработчиками новых игр.
Корейский народный продукт
Если говорить о StarCraft, то ни в коем случае нельзя не упомянуть об успехе этой серии в Южной Корее. Там эта киберспортивная дисциплина завоевала не просто любовь всех игроков, а стала самой настоящей национальной манией. В этой азиатской стране StraCraft является чуть ли не религией, на которой помешаны миллионы людей. Существует огромное количество профессиональных лиг, проводятся сотни турниров, а трансляции матчей показываются в прямом эфире национального телевидения. Стоит ли говорить, что едва ли не каждый подросток в этой стране мечтает стать профессиональным старкрафтером, которого в обязательном порядке будут уважать друзья, родители и знакомые. При этом киберспортивная карьера приносит немалые деньги – самым лучшим игрокам выплачиваются очень приличные гонорары, а со звездами спонсоры заключают многолетние контракты.
StarCraft, который в Южной Корее является тем же, чем футбол является для Великобритании, а коррида для Испании, собирает многомиллионые аудитории и по праву считается там киберспортивной дисциплиной №1. Как и в любом спорте, не обходится без регулярных скандалов, связанных с самыми известными игрокам. Например, совсем недавно громкую огласку получила история с договорными матчами в одной из старкрафтерских лиг. Как выяснилось, целый ряд известных прогеймеров договорился с букмекерскими конторами об итогах нескольких матчей, которые были сыграны пару лет назад. В качестве «гонорара» каждый из киберспортсменов получил от букмекеров около $4000 откупных. Спустя пару лет пришло время «разбора полетов», практически все провинившиеся были оштрафованы и пожизненно отстранены от участия в турнирах по StarCraft. Однако, как признались в своих блогах некоторые из виновных, самым суровым для них наказанием стал общественный позор – ведь они пытались извлечь выгоду из самой «святой» для многих корейцев вещи.
Говоря о большой любви корейцев к StarCraft, стоит заметить, что далеко не все киберспортивные организации испытывают такие же чувства к Blizzard. Давным-давно учуяв популярность стратегии в Южной Корее, Blizzard несколько раз пыталась извлечь из этого собственную выгоду. Для этого разработчики начали устраивать соревнования под эгидой Blizzard, однако большой популярности они не снискали. Оказалось, что палки в колеса авторам игры вставляет ассоциация Korean electronic Sports League (KeSPA), у которой с Blizzard давний конфликт.
Справедливо полагая, что раз авторство StarCraft принадлежит ей, Blizzard потребовала от KeSPA денежных отчислений с турниров, которые она проводила. Однако в ответ получила отказ, который вынудил Blizzard устраивать собственные соревнования. Вполне возможно, что такая идея была бы неплохой, однако KeSPA запретила своим звездам выступать на таких турнирах. Малое количество известных игроков самым печальным образом сказалось на посещаемости мероприятий, которые устраивала Blizzard, поэтому последняя решила разорвать с KeSPA все отношения. Анонсировав StarCraft 2, о котором речь пойдет дальше, она заявила, что найдет более сговорчивого партнера, которому и отдаст права на проведение соревнований по данной дисциплине. Впрочем, ответ от KeSPA не заставил себя ждать – заявив, что она плевать хотела на какие-то договоренности с Blizzard, ассоциация объявила, что турнирам по StarCraft 2 под ее эгидой быть в любом случае.