«Прошла любовь – завяли помидоры» – примерно таким образом можно описать давние взаимоотношения британской студии Codemasters и знаменитого шолтандского автогонщика Колина МакРея, трагически погибшего в 2007 году. Сразу после вертолетной катастрофы, помнится, разработчики клятвенно пообещали не убирать из названия своих гонок приставку «Colin McRae» и продолжать держать курс на реалистичность. Однако уже сегодня ориентиры заметно поменялись – к третьей части сериал DiRT отбросил классическое «Colin McRae Rally» и заметно качнулся в сторону аркадности. Ничего не поделаешь – жесткие законы рынка диктуют собственные условия, а для того, чтобы оставаться в тренде и иметь возможность на равных конкурировать с Need for Speed, Project Gotham Racing и остальными сериями, приходится чем-то жертвовать.
Не революция, а эволюция
По большому счету, удивляться нечему – DiRT 3 продолжает традиции предшественников и остается по-своему уникальным проектом. Чтобы там не говорили злопыхатели, эту серию можно по праву считать самой коммерчески успешной игрой о раллийных гонках, в которой разработчики умело сохраняют баланс между автосимулятором и аркадой. Единственное, в чем точно можно упрекнуть «мастеров кода», так это в неверном позиционировании DiRT 3 до его выхода. С самого начала разработки авторы третьей части обещали не «попсовый» автосимулятор, который в обязательном порядке вернет хардкорную аудиторию, покинувшую ряды поклонников DiRT после совсем уж аркадной второй части. На деле вышло совершенно иначе – DiRT 3 стал гораздо разнообразнее и бодрее, но ни в коей мере не утратил в плане «попсовости».
Впрочем, самых преданных и внимательных поклонников серии обмануть Codemasters не удалось – еще в пору появления Colin McRae: DiRT многие из них безошибочно угадали, в какую сторону двинется серия. Большой парк автомобилей, разнообразные по ландшафту трассы и широкий список настроек не могли полностью избавить от впечатления, что этот проект все-таки куда ближе к аркаде, чем к симулятору. Многим, однако, такое блюдо пришлось по вкусу – потеряв несколько в серьезности, игра прощала многие ошибки, не принуждала зазубривать трассы и обеспечивала комфортное времяпровождение.
DiRT 2, появившийся двумя годами позже, оказался вовсе не переломным в жанре – игра лишь более отчетливо обрисовала направлении серии на массового игрока. Тем не менее, назвать вторую часть DiRT провальной нельзя ни в коем случае – на момент своего выхода гонка обладала лучшей на тот момент моделью повреждений автомобилей. Да и вообще, визуально продолжение получилось на загляденье – многие из специалистов, работающих с «железом», взяли за правило использовать эту игру в качестве одного из бенчмарков.
Что касается высоких продаж DiRT 2, то здесь стоит говорить прежде всего не о качественности проекта (хотя Codemasters не слишком понизила эту планку), а о его исключительности и оригинальности – положа руку на сердце, можно сказать, что у него так и не появилось достойных конкурентов. Не появились у серии соперники и к настоящему времени – DiRT 3, по сути, единственная игра, так или иначе связанная с ралли. Need for Speed, традиционно пытающийся объять необъятное, в расчет не берем – за последние несколько лет мы уже привыкли к этому сериалу и воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся.
DiRT 3 с первых минут влюбляет в себя в первую очередь графикой. Да, мы знаем, что данная составляющая в играх стоит далеко не на первом месте, но автосимулятор явно не тот жанр, о котором можно сказать «графика – не главное». В отличие от адвенчур и платформеров, в которых первостепенный интерес представляет геймплей, автосимулятор должен быть максимально близким к реалистичности – в немалой степени это касается картинки на мониторе.
В третьей части DiRT эту важную роль доверили усовершенствованному движку Ego, который позволить себе может далеко не каждый проект. Получилось здорово – такого красивого бездорожья нам еще приходилось видеть. Чтобы подчеркнуть эту особенность игры, разработчики проложили трассы буквально по всем климатическим зонам мира, добавили погодные эффекты и различное время суток. Заезды проходят в заснеженной Швейцарии, в пыльной Кении, в дождливом Чикаго, в солнечном Лос-Анджелесе, в хмурой Финляндии – словом, в массе живописных уголков Европы, Северной Америки и Африки.
Качеству графики способствуют правильное освещение, внимание к деталям, удивительная игра света и тени на трассах, а также обилие мелких частиц – вроде пыли и капель дождя. Наиболее заметными отличиями от предыдущих серий в DiRT 3 стало отсутствие какого бы то ни было блюра, а также меньшее количество грязи. Помните, как в первом и во втором DiRT машина, проехав всего несколько сотен метров, покрывалась внушительным слоев песка и пыли? В DiRT 3 разработчики решили отказаться от подобной «фишки» и сделали налет на корпусе автомобиля куда менее тонким. Наверное, чтобы в очередной раз показать, что DiRT (в переводе на русский – «грязь») не стоит понимать слишком уж буквально.
«Схалтурили» авторы игры лишь на детализации кокпитов автомобилей – они получились совсем бедными на детали и вдобавок заметно более низкого разрешения. Таким образом, по данному параметру пальма первенства на сегодняшний день безусловно принадлежит Shift 2: Unleashed – отклонившийся в сторону реализма симулятор не только отбросил приставку «Need for Speed», но и обошел детище «кодиков» по вниманию к рабочему месту любого автопилота.
Новое анимированное меню, встречающее игроков с самого начала, палка о двух концах. С одной стороны, красиво – трехмерная копия автомобиля эффектно поднимает пыль и грязь, демонстрируя заработанное количество очков репутации, сезоны в одиночной игре выполнены в виде вращающихся кубов, меняющих свой цвет в зависимости от успехов пилотов. С другой стороны, спустя несколько часов игры вся эта анимация и трехмерность начинает утомлять – пропустить ее нет возможности, а сознание начинает понимать, что время, проведенное на самой трассе, постепенно приближается к неспешным манипуляциям в меню. Пожалуй, наиболее оптимальным вариантом для Codemasters было бы создание возможности отключения всех этих «фейерверков» в меню – однако разработчики такой опции, к сожалению, не реализовали.
Карьера построена таким образом, чтобы ни один из этапов не вызывал у игроков утомления. Для успешного завершения каждого из сезонов приходится отведать всего понемногу: классических раллийных этапов, гонок с большим количеством соперников, дрифта и установления какого-нибудь рекорда прохождения трассы.
В DiRT 3 главной изюминкой стоит считать новый режим под названием Джимхана (Gymkhana), который авторы игры создавали с помощью известного автогонщика Кена Блока. Суть этого режима заключается примерно в следующем – за определенное время гонщикам необходимо набрать как можно большее количество очков. Драгоценные очки выдаются за успешные развороты на 360 градусов, дрифт вокруг столбов, затяжные прыжки в воздухе, умелый объезд различных препятствий и сбивание специальных барьеров. Проще говоря, перед нами настоящая «песочница» – рай для трюкача и любителя высоких скоростей.
Справедливо рассудив, что такое времяпровождение понравится многим игрокам, разработчики добавили в игру бонусные треки, которые открываются после прохождения каждого из сезонов. На эти дополнительных трассах располагаются десятки «секретов», которые можно найти только выполняя самые сумасшедшие трюки. Реакция игрового сообщества DiRT на столько радикальное нововведение оказалась вполне предсказуемой – олдскульные поклонники серии в шоке и негодуют по этому поводу на сотнях форумах, в то время как новичкам по большей части такой подход пришелся по вкусу.
Классика не стареет
Представленный парк автомобилей вызывает куда меньше споров, что и неудивительно – разработчики не забыли ни об одной более-менее известной машине. Всего в игре присутствует пятнадцать классов автомобилей, а их общее количество достигает не менее полусотни. Отказавшись от экзотики, вроде КАМАЗов, разработчики добавили в игру современные спорткары, а также классику 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов прошлого века. Ездить по трассам всего мира можно на Renault Alpine A110, Lancia Fulvia, Opel Kadette, Audi Sport Quattro, Peugeot 205 T16, Subaru Impreza 555, Ford Escort RS Cosworth, Toyota Celica GT4 ST205, Fiat Grand Punto Abarth и многих других.
Радость по поводу наличия в игре этих машин объясняется тем фактом, что многие экземпляры до сих пор можно увидеть на улицах – конечно, с учетом того, что данные автомобили слегка отличаются техническими характеристиками от раллийных экспонатов. Впрочем, с экзотикой в DiRT 3 тоже все обстоит хорошо – порой участвовать в заездах приходится на бигфутах, монструозных пикапах и сверхскоростных болидах. Жалеть приходится лишь о полном отсутствии грузовиков для ралли-рейдов – на них было очень весело гонять в первом DiRT.
Кстати, возвращаясь к проблеме взаимоотношений Codemasters и Колина МакРея, упомянутой несколькими абзацами выше, стоит отметить, что в DiRT 3 по традиции присутствует автомобиль, носящий имя знаменитого автогонщика – McRae R4. И это не только дань уважения к погибшему мастеру ралли – такой болид действительно существует, он разработан в соавторстве с самим Колином МакРеем и произведен на заводе DJM Race Preparation. Получить эксклюзивную машину, как и прежде, непросто – однако поклонники серии наверняка откроют доступ к этому знаковому автомобилю.
Компанию водителю в раллийных заездах по-прежнему составляет обязательный по такому поводу штурман. Его реплики точны и понятны даже тем, кто плохо владеет английским языком. В случае аварии штурман, как и любой нормальный человек, выскажет пару крепких словечек рулевому – даже на высоких скоростях держаться за баранку стоит крепко, не отвлекаясь на красивые пейзажи.
Уровни сложности и физическая модель поведения автомобилей на дороге в DiRT 3 во многом напоминает аналогичную историю с Shift 2. На самом простом уровне сложности водить крайне легко – все машины по управлению напоминают консервные банки, покорно катящиеся по ранее проложенным рельсам. Система автопомощи самостоятельно тормозит автомобиль на поворотах, идеальная траектория входов в повороты маячит перед глазами, противники играют роль скорее статистов.
На более высоком уровне сложности играть хорошо получается уже не с клавиатуры – руль по-прежнему остается в почете. Стоит ли говорить, что разработчики позаботились о том, чтобы большинство современных рулей адекватно воспринималось игрой? Впрочем, наличие даже такого специфического контроллера вряд ли спасет DiRT 3 от справедливой критики поклонников – во многих случаях игра прощает ошибки, при резком нажатии на тормоз автомобиль даже не думает выходить из-под контроля, а балом по-прежнему правит правильный выбор траектории входов в повороты. Исключение составляет, пожалуй, лишь дрифт и прочие «фокусы», вытворяемые пилотами на Джимхане. Честно говоря, автору этих строк для успешного выполнения заданий такого типа приходилось отказываться от руля в пользу клавиатуры – удивительно, но такой примитивный способ управления болидами в данном случае оказывался куда более уместным и эффективным.
Особо стоит похвалить систему повреждения автомобилей. Все мы хорошо знаем, что добиться согласия от известных автоконцернов на возможность, пусть и виртуально, разнести в хлам какую-нибудь Subaru Imreza, дорогого стоит. В DiRT 3 с этим нет никаких проблем – машины охотно мнутся после столкновения друг с другом, обязательно избавляются от молдингов и стекла после соприкосновения с препятствиями и при особенно неумелом вождении могут и вовсе встать намертво. Больше всего четырехколесным друзьям достается при исполнении трюков на площадке под названием Gymkhana, где для основательной деформации авто достаточно лишь пару раз «промахнуться» мимо ворот и уйти в неуправляемый дрифт. Особо нежные натуры могут воспользоваться небольшим «чит-кодом», продемонстрированным еще в DiRT 2 – во время гонки всегда доступны несколько «флэшбэков», позволяющих «отмотать» время на несколько десятков секунд назад и правильно исполнить вход в поворот или обгон.
Параллельным курсом
Мультиплеер DiRT 3 пока что кипит от желающих принять участие в онлайновых заездах. Так что если вы привыкли доказывать свое превосходство исключительно над живыми противниками, торопитесь. Уже во второй раз создателям DiRT удается порадовать игроков сетевым режимом без лагов и ошибок – все это позволяет предположить, что бета-тестирование мультиплеера DiRT 3 было на высоком уровне. Справедливости ради стоит отметить, что весомого преимущества сетевого режима над синглплеером нет – хотя разработчики приложили немало усилий для всеобщей социализации проекта (например, в игре есть возможность работы с приложениями для Facebook и iPhone, так что игроки могут общаться даже за пределами гоночного трека), какого-то особого шарма в гонках онлайн нет. Скорее всего, проблема в том, что в мультиплеере нам предлагают все те же режимы, которые есть в одиночной игре – будь там хотя бы парочка оригинальных соревнований, было бы куда интереснее.
Удивительно, но наши отечественные локализаторы в случае с DiRT 3 не проявили должной сноровки – и это при том, что о появлении игры в конце мая 2010 года было давным-давно известно. Как и ранее, распространять очередную серию DiRT взялась «Бука» – к счастью для наших игроков, в продажу автосимулятор поступил практически одновременно с мировым релизом. Но речь идет об английской версии – локализацию на русском языке обещают лишь осенью этого года. Вполне вероятно, что к озвучению игры привлекут чемпионов России по ралли, но будет ли стоить овчинка выделки – большой вопрос. Во всяком случае уже сейчас понятно, что примерный «срок жизни» DiRT 3 всего два-три месяца. Купившие локализацию осенью вполне столкнуться с проблемой пустующего мультиплеера – искать развлечений им придется лишь в одиночной игре.
В целом, DiRT 3 полностью оправдал ожидания – раллийный симулятор получился в меру аркадным, разнообразным и увлекательным. Эта игра вряд ли бросит серьезный вызов хардкорщикам, привыкшим проводить часы в тренировках и до мелочей запоминать треки, однако порадует массовую аудиторию.
Наверняка довольными останутся и те, кто ранее использовал в качестве бенчмарка DiRT 2 – в DiRT 3 крайне привлекательная графика, а в меню есть даже специальный режим – Benchmark Mode. Запустив тест, игроки могут определить минимальное, среднее и максимальное количество кадров в секунду, а также выяснить, сколько «попугаев» выдаст автосимулятор на их конфигурации.
Критиковать DiRT 3 стоит за давно известные недочеты серии – излишнюю аркадность, слабую детализацию кокпитов автомобилей и обилие анимации в главном меню. Да, DiRT 3 далеко не идеален, но вряд ли можно опровергнуть тот факт, что Codemasters является одной из немногих студий, которая знает секрет действительно успешной с коммерческой точки зрения гонки. Так что новую игру следует считать скорее развитием популярной серии – на революцию с одним-единственным, по большому счету, новшеством – Gymkhana – игра совсем не тянет.