Microsoft-Yahoo: спасение от Google?

Логотипы Microsoft и YahooВедущий юрист Google озвучил в воскресенье на официальном сайте компании опасения связанные с возможной покупкой софтверным гигантом компании Yahoo. Двумя днями ранее Microsoft сделала второму по величине поисковому сервису предложение купить его за $44.6 миллиарда. Эта сумма на 62% превышает рыночную стоимость Yahoo и потому многие аналитики склонны считать, что поглощению быть.

Google негодует

В свою очередь это известие было воспринято Google без особого энтузиазма. "Враждебное поглощение Yahoo поднимает множество вопросов", подчеркнул старший юрист Google Дэвид Драммонд (David Drummond). "Это не просто обычная финансовая транзакция, когда одна компания покупает другую. Речь идет об угрозе основным принципам Интернета: открытости и инновациям". Безусловно, поисковой гигант обеспокоен планами Microsoft, тем более что представители последней даже пытаются скрывать, что покупка Yahoo призвана стать "смертельным оружием" в борьбе с Google. И эксперты также склоняются к тому, что такой союз сможет гораздо более эффективно бороться с лидером рынка интернет-рекламы. Тем более что по большому счету программа ребрэндинга поискового бизнеса, проведенная софтверным гигантом, провалилась с треском и ее Live.com так и не стал хитом, даже не смотря на внушительные финансовые вливания.

Логотип Google

Но Google официально не говорит об усилении конкуренции, а, наоборот, об ее исчезновении в случае осуществления этой сделки по покупке Yahoo. Заручившись поддержкой самого популярного в мире e-mail сервиса и средства обмена сообщениями в реальном времени от Yahoo, софтверный гигант может настроить свою ОС Windows на автоматическую работу с ними, и тем самым забрать "хлеб" у Google и других разработчиков онлайн-сервисов. Но поисковой гигант не ограничился лишь критической оценкой потенциальной сделки – глава Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) даже связался с генеральным исполнительным директором Yahoo Джерри Янгом (Jerry Yang) и пообещал свое содействие в борьбе с Microsoft. Пока речь идет не о встречном предложении, но о заключении партнерских соглашений на выгодных для Yahoo условиях.

В принципе Google против самой Microsoft и потому готова поддержать любого другого стороннего покупателя. Кто же им может стать, пока сложно сказать. Известно, что компании AT&T, Time Warner и News Corp. не намерены участвовать в покупке Yahoo, о чем уже заявили их представители, отметая появившиеся слухи об альтернативном покупателе.

Microsoft и Yahoo: не монополия, а дуополия

Что же касается независимых аналитиков, то у них нет однозначной оценки сложившейся ситуации. С одной стороны упоминание Google о возможном использовании софтверным гигантом своего преимущественного положения на рынке ПК для очередного "крестового похода" в Интернет звучит действительно убедительно. И хотя вряд ли блокировка Windowsпод конкретные онлайн-сервисы будет допустима в рамках антимонопольного законодательства США или стран ЕС, на это Microsoft идти не обязательно. Ведь абсолютное большинство пользователей будут использовать именно то, что им предлагается по умолчанию. Пример с IE показателен – долгие годы этот веб-браузер сохраняет лидирующее положение на рынке, объективно не являясь лучшим.

Но есть правда и противоположная точка зрения. Если даже просто сложить долю поискового рынка, контролируемого Microsoft и Yahoo, то наберется лишь 16%, а у, "испугавшейся" потенциального союза, Google – 62%. Комментируя эти цифры представители софтверного гиганта отмечают, что запрет контрольных органов на это слияние сделает медвежью услугу Интернету, оставив на рынке лишь одного гиганта, которому естественно на руку будет играть разрозненность конкурентов.

Безусловно, сервисы онлайн-коммуникации у поискового гиганта развиты гораздо хуже, чем у конкурентов и объединение двух ведущих игроков на этом сегменте могло бы привести к появлению мощного противовеса Google. Аналитик фирмы Gartner например вообще не видит причин для появления опасений за свободу глобальной сети. "Здесь мы говорим о союзе игроков №2 и №3 и сложно увидеть из чего исходят аргументы, тех кто говорит о создании монополии". Ему вторит и эксперт из Technology Business Research Аллан Кранс (Allan Krans). "Я бы не сказал что все так просто, ведь это создаст дуополию. Вместе Google и союз Microsoft-Yahoo будут контролировать от 80% до 90% поискового рынка, поэтому контролирующие органы должны будут взвесить, что в большей степени соответствует принципам конкуренции". "Но я думаю, в конечном итоге сделка будет одобрена", подытоживает господин Кранс.

Интерес Yahoo

Но, анализируя выгоды и недостатки, которые несет план слияния Microsoft и Yahoo обществу и конкурентам, можно ненароком пропустить тех, из-за которых все и началось. Что получит "невеста" от сделки, а что потеряет? По сути ее и не очень-то спрашивают, время "ухаживаний" ушло несколько лет назад, когда последовательно в 2005, 2006 и 2007 годах руководство компании категорически отвергало проект союза "по любви" (тогда за Yahoo предлагалось более $50 миллиардов). Теперь же Microsoft обратилась напрямую к акционерам и предложила выкупить их долю по весьма неплохой цене. А потому вопрос может быть перефразирован во "что получат акционеры"? Конечно, деньгами за все акции им не заплатят, но зато могут обменять по выгодному курсу на акции новой компании, которая авось не подешевеет за пол года почти на половину, как это сделала Yahoo. Их доля в % конечно сократиться, но в денежном выражении они останутся в выигрыше.

Логотип Yahoo

Тем не менее, акционерами может двигать не только жажда сиюминутной наживы, но и забота о самой компании. Ведь очевидно, что Microsoft пока сильно отстает в борьбе за Интернет-сообщество не только от Google, но и от самой Yahoo. Поэтому вполне логичным будет производить усиление своих позиций на рынке поисковых услуг на базе более сильного игрока, а это дополнительные финансовые вливания в новоиспеченный дивизион софтверного гиганта – т.е. в Yahoo. Вряд ли акционеров тронут и обещания Google всячески содействовать в борьбе с "супостатом", ведь и именно поисковой гигант первый выиграл от неудач Yahoo, а пойти на заключение партнерских соглашений будет означать увеличить зависимость от Google.

Интерес Microsoft

Ну а что же получит "жених"? Среди прочего помимо самого популярного e-mail сервиса в мире, Yahoo Messenger и хорошо развитой сервисной сети в самом перспективном регионе, а именно Китае, софтверный гигант получит небольшой бонус в лице OpenSource проекта Zimbra, купленного Yahoo еще в прошлом сентябре за $350 миллионов. Именно Zimbra является открытой альтернативой платформе Microsoft Exchange. В числе ее пользователей были замечены Digg, MySQL, Raytheon, Mozilla.org и ряд ведущих университетов. Конечно, деньги в этот проект софтверный гигант вряд ли захочет вкладывать, но и продавать потенциальным конкурентом тоже не будет гореть желанием. Поэтому вполне возможно, что эту платформу перепрофилируют из конкурента в менее функциональный элемент поддержки уровнем ниже Microsoft Exchange. Не смотря на все эти внешние плюсы, эксперты не склонны оценивать эту сделку как выгодную для Microsoft.

Логотип Microsoft

Наиболее критически по этому поводу высказался ведущий эксперт по инвестициям корпорации Loews Corp., занимающей согласно журналу Forbes 135 место в рейтинге богатейших компаний США, Джо Розенберг (Joe Rosenberg). Именно он в интервью двухлетней давности посоветовал Microsoft выкупить собственные акции, находящиеся в обращении. В конце 2006 года софтверный гигант начал грандиозную программу выкупа собственных акций у акционеров на сумму $40 миллиардов (Розенберг ранее рекомендовал выкупить акции на $50 миллиардов). Во многом благодаря этому шагу софтверный гигант сейчас демонстрирует просто фантастические финансовые результаты, умудряясь зарабатывать на дивидендах по собственным же акциям. Но на этот раз господин Розенберг считает, что руководство Microsoft заигралось или же просто разом тронулось умом. "Это абсурд. Они не смогут существенно заработать на инвестировании в Yahoo. Это просто не имеет смысла". Он подчеркивает, что "эта сделка нанесет акционерам Microsoft гораздо больше вреда, чем любой конкурент". "Компания попросту потеряла из виду главную цель, заключающуюся в обеспечении акционеров прибылью".

И если посмотреть на эту сделку со стороны банальной финансовой точки зрения, откинув на мгновение все амбиции, связанные с покорением Интернета, то действительно возникают сомнения в целесообразности покупки Yahoo. Согласно предсказаниям многих аналитиков, Microsoft в этом финансовом году заработает $2 на акцию и в ближайшие четыре года эта цифра удвоится. Среди главной движущей силы называется продвижение ее продуктов на развивающихся рынках в частности Китае, Индии и странах восточной Европы. Поэтому, по мнению Джо Розенберга, $32, которые просили за одну акцию софтверного гиганта до обнародования планов поглощения Yahoo, это очень мало. Теперь же он в этом не так уверен. Дело в том, что Microsoft может попасть в ситуацию, когда под давлением амбиций купит уже не имеющие будущего технологии, принадлежащие обреченной на разорение компании.

Господин Розенберг проводит параллели между сделкой Microsoft-Yahoo и покупкой компанией Xerox за умопомрачительные по тем временам $1 миллиард фирмы Scientific Data Systems в 1969 году и приобретением в 1991 году телекоммуникационным гигантом AT&T за $7.5 миллиарда компании NCR. В обоих случаях деньги были выброшены на ветер, поскольку технологии, ради которых эти фирмы и покупали, очень быстро устарели. Конечно, есть целый сонм и других примеров, когда на каждый потраченный доллар спустя несколько лет приходились десятки и сотни долларов прибыли.

Правда случаи, когда начавшая тонуть компания и купленная за гроши вдруг взлетала в цене, случались чрезвычайно редко (и даже в этих единичных случаях чаще всего "топил" корабль сам капитан, получавший в последствии отступные). Скорее наоборот, тот факт, что акционеры начали лихорадочно избавляться от акций, не обещает компании ничего хорошего. А акции Yahoo начиная с прошлого октября обвалились, потеряв до 45% от своей первоначальной стоимости. И поводом тому послужили не слухи о разгульной жизни кого-нибудь из директоров, а объективное сокращение доходов от рекламы и потеря большой доли этого рынка.

Более того, то, как стремительно этот кризис начался и его масштаб позволяет говорить о том, что Yahoo вошла в пике. Если же союз действительно будет создан, Microsoft придется не только в спешном порядке вытягивать из кризиса свое новоиспеченное подразделение, но и бороться с Google (иначе, зачем тогда покупать Yahoo, если не планируется усиливать конкурентное противостояние?). Усиление конкуренции естественно приведет к ценовой войне и в этом случае софтверный гигант может потерять еще больше денег.

Самое интересное, что после того, как руководство Microsoft озвучило свое предложение в минувшую пятницу, комментарии по этому поводу дали практически все заинтересованные прямо или косвенно лица и компании. Все кроме главной виновницы разразившейся бури. Пока представители Yahoo вообще никак не оценили сделанное предложение, отметив лишь, что оно в настоящее время тщательно изучается. Помимо этого варианта рассматриваются и множество других, среди которых как "продаться" другому, так и остаться независимой. Впрочем, выбор у руководства компании не такой уж и широкий. Ввиду чрезвычайно неубедительных финансовых результатов в прошлом и конце позапрошлого года, акции компании упали до рекордно низкой за четыре последних года цены.

В том случае если решение совета директоров Yahoo будет положительным, то сделку рассмотрит антимонопольные комитеты ЕС и США. Если и они не найдут ничего криминального в покупке Yahoo софтверным гигантом, то у Google все еще останется небольшой шанс отложить сделку на какое-то время, а может даже и добиться ее пересмотра. Правда для этого поисковому гиганту нужно будет поднять действительно большой шум вокруг этого поглощения.

Содержание Одной страницей
Стр. 1. Microsoft и Yahoo: не монополия, а дуополия
Стр. 2. Интерес Yahoo, интерес Microsoft
Комментарии
Добавить комментарий

Введите имя:
Войти от:
или
Ваш комментарий:


Введите код:

E-mail (не обязательно)
Адрес электронной почты не предназначен к показу и будет использован только для уведомлений об ответах



Смартфоны со съемными аккумуляторами 2018-2019 годов
14 смартфонов со съемным аккумулятором и один телефон
15 июля 2019 / 3
Смартфон с каплевидным вырезом - Samsung Galaxy A30
Недорогой современный смартфон без моноброви
22 апреля 2019 / 3
Android 10. Первый взгляд
Что будет в «юбилейной» ОС Google, которая выйдет в 2019 года
29 июля 2018 / 1
Смартфон Huawei с хорошей камерой - Huawei P20
Эффектный флагман со своим лицом
22 июля 2018 / 4
 
 
Анонс Windows 11 состоится 24 июня
Продажи iPhone 12 mini не оправдали ожидания
Будущий iPad Pro получит стеклянный корпус
Sun Valley может выйти уже осенью 2021 года
Samsung приступила к лицензированию Ultra Thin Glass (UTG)
Компания фокусируется на бытовой технике и электромобилях
 
 

Опрос

Какими картами вы пользуетесь?
или оставить собственный вариант в комментариях (14)





Статистика