В 2000 году Гриньон перешел на работу в Pixo, компанию, которую основал бывший программист Apple. Pixo создавала операционные системы для сотовых телефонов и других мелких гаджетов. В 2001 году Apple купила Pixo ради ее наработок, которые были использованы в iPod. Гриньон снова стал сотрудником Apple. За время, проведенное в Pixo, он стал экспертом не только в области видеоконференций, но и научился работать с компьютерными радиомодулями Wi-Fi и Bluetooth, а также писать программы для малых устройств. Надо сказать, что 13 лет назад, объем памяти у телефонов был еще очень невелик, равно как и у других портативных гаджетов, поэтому в отличие от большинства программистов Кремниевой долины, Гриньон умел писать компактный код, учитывая вычислительную мощность аппаратной системы, а также ее энергопотребление. И поэтому, когда в 2004 году Apple начала работать над iPhone, он стал одним из первых инженеров, начавших работать над проектом.
В 2007 году нервы у него были основательно расшатаны. Он набрал 20 килограмм. Стресс причинял боль не только ему, но и его семье. Команда, работавшая над iPhone, каждый день убеждалась в том, что сделать телефон, - это не тоже самое, что сделать компьютер или iPod.
— Это было весьма драматично, — вспоминает Гриньон. — У каждого из нас в голове сидела мысль, что мы работаем над следующим прорывным гаджетом от Apple. И можете представить, что происходило, когда куча этих очень умных людей с гипертрофированном эго находилась в ограниченном пространстве под бесперецедентным давлением!
Примечательно, что Джобс всегда хотел сделать телефон. Мобильник был одной из основных тем его разговоров в узком кругу с того момента, как Apple выпустила iPod в 2001 году. Концепция была проста: потребитель не хочет носить с собой несколько гаджетов для того, чтобы звонить, слушать музыку или читать электрону почту. Это должно быть одно устройство. Однако каждый раз, когда Джобс брался за рассмотрение идеи в деталях, они понимал, что успеха не видать. Телефонные процессоры и сети мобильной связи были слишком слабыми и медленными, чтобы любой, кто попытается серфить в интернете или скачивать музыку или видео, испытывал бы одни страдания. Единственная функция, которую можно было добавить быстро и с минимальными издержками — электронная почта, но Research in Motion (RIM) со своей BlackBerry уже застолбила этот рынок.
Также Джобс не хотел идти на соглашение ни с одним оператором связи. На тот момент они всегда выступали старшими партнерами в любом совместном проекте с производителем телефонов, потому что именно они контролировали сеть. Глава Apple, помешанный на контроле, не мог отдать первенство другому. В 2003 году в Apple подумывали о том, чтобы купить Motorola, но совет директоров, взвесив все «за» и «против», пришел к выводу, что это будет слишком дорогое поглощение.
Однако осенью 2004 года сделка с оператором стала казаться Джобсу не столь непривлекательной. Sprint начал оптовые продажи своего трафика. Это означало, что, купив связь у Sprint, Apple могла бы стать виртуальным оператором. Можно было делать телефон без того, чтобы становиться зависимым от оператора. Disney, в совет директоров которого входил и Стив, в этот момент как раз вела переговоры со Sprint по аналогичному поводу. В итоге Apple заключила подобную сделку с Cingular в 2006 году, но оператор был куплен AT&T.
В самой Apple тоже не все было гладко. Многие менеджеры и инженеры на волне эйфории от успеха iPod решили, что сделать телефон - это все равно, что создать маленький Macintosh. В течение 2005-2006 годов в компании создали три различных версии iPhone. Каждый видел аппарат по-своему. В итоге было создано шесть работающих прототипов смартфона. Каждый с собственной аппаратной и программной частью. Некоторые участники команды после релиза iPhone чувствовали себя настолько истощенными, что ушли из Apple, а впоследствии открыли собственные бизнес. Так сделал и Тони Фаделл, один из ключевых управленцев проекта:
— Это напоминало первую лунную миссию. Проект со многими неизвестными, но с огромным количеством новых вещей, которые только зарождались.
Джобс хотел, чтобы iPhone управлялся модифицированной версией Mac OS X. Но никто так и не смог заставить работать гигиантские ОС на телефонном процессоре. Система должна была быть в 10 раз меньше своих нормальных размеров. Требовалось переписать или выбросить миллионы строк кода. При этом вся отладка должна была вестись на симуляторах, так как процессоры начали производить только в 2006 году.
Также никто ранее не пытался снабдить мультисенсорным дисплеем массовый гаджет. Емкостная технология была известная еще с 1960 годов, но поддержка нескольких прикосновений одновременно была намного сложнее. Исследования в этом направлении начались в середине восьмидесятых. Было хорошо известно, что встроить сенсорный дисплей в iPhone и наладить производство в больших объемах является задачей, для решения которой лишь немногим хватит денег и ресурсов. Причем это было достаточно дорогое удовольствие даже на стадии прототипа. Но даже если бы все это удалось, руководству Apple вовсе не было очевидно, что виртуальная клавиатура с автокоррекцией или зумирование двумя пальцами — функции, которых прямо-таки ждут пользователи.
В 2003 году некоторые инженеры Apple уже участвовали в решении подобной задачи. Стив Джобс захотел сенсорный планшет, на котором он мог бы читать электронные письма даже в туалете.
— Слова про туалет были действительно записаны в спецификациях, — вспоминает Джошуа Стрикон, один из участников проекта. — Но вы еще не могли сделать устройство с запасом автономной работы, достаточным чтобы выносить его из дома, и вы не могли получить чип с достаточной производительностью, чтобы сделать использование гаджета удобным. Мы потратили немало времени, чтобы просто выяснить, в каком направлении нам двигаться.
Перед тем, как попасть на работу в Apple в 2003 году, Стрикон разработал мультисенсорное устройство для своей дипломной работы в МИТ. Однако из-за того, что в Apple никак не могли решить в каком направлении им двигаться, он ушел из компании в 2004 году, решив, что ничего из его диплома не выйдет.
Тим Бачер, один из руководителей компании в то время, вспоминает, что одной из главных проблем было то, что они работали с мультисенсорным прототипом, управляемым OS X, которая была спроектирована для работы с помощью мыши, а не пальцев.
— Мы использовали 10- или 12-дюймовые дисплеи с мелкими иконками, как на Mac... и когда ты запускал демо-версии мультисенсорных приложений... Одна демка была клавиатурным приложением, которое весьма походило на реализованное потом в iPhone, но оно смотрелось совсем непривлекательно и было не очень удобным.