В 2007 году первый iPhone буквально взорвал мир, навсегда изменив наш взгляд на мобильный телефон. Релиз смартфона стал началом долгого пути, в конце которого Apple на некоторое время стала самой дорогой компанией мира. Однако презентация iPhone вполне могла закончиться не триумфом, а провалом. Ни на одной из репетиций, которые провели Стив Джобс и его команда, смартфон не работал, как положено: зависал, выключался, терял сеть. О том, что пережили в эти горячие дни простые сотрудники Apple — опубликованный в The New York Times отрывок из книги «Собачьи бои. Как Apple и Google пришли на войну, а начали революцию» Фреда Вогельштейна, одного из редакторов Wired.
Вогельштейн начинает с описания 55-мильного участка хайвея Junipero Serra от Кемпбела по Сан-Франциско, по которому едет Энди Гриньон, руководитель группы, которая отвечала за поддержку iPhone сетей мобильной связи. Дорога огибает восточную часть гор Санта-Круз и является одним из идеальных мест для тестирования новых Ferrari, купленных беспечными стартаперами Кремневой Долины. Однако на шоссе еще и хуже, чем где бы то ни было в окрестностях Сан-Франциско, работает сотовая связь.
Энди Гриньон
Энди Гриньону не до окружающих красот. Он едет на выставку MacWorld в Сан-Франциско, чтобы увидеть, как его босс Стив Джобс делает историю. Инженер невероятно взволнован, ведь сегодня должна состояться презентация первого iPhone. В течение нескольких лет фанаты Apple требовали скрестить мобильный телефон и плеер iPod, чтобы они могли носить в кармане один гаджет, а не два, и вот это случится совсем скоро. Однако Гриньон вовсе не воодушевлен. Он боится.
Боится, что на главной презентации десятилетия первый смартфон Apple не будет работать, как положено. Практически все репетиции, которые команда проводила в Кремниевой долине, провалились. Ни разу Джобсу не удалось провести все полтора часа презентации без накладок. Телефон либо терял связь, либо не подключался к интернету. Но Стив Джобс продолжал настаивать на публичной презентации и осыпать проклятиями своих инженеров за каждый сбой. Гриньону доставалось немало, ведь все 2,5 года разработки он был руководителем группы, которая отвечала за все радиомодули iPhone, включая мобильную связь, Bluetooth и Wi-Fi. Поэтому, какой бы сбой ни случился со смартфоном, если он был связан с радио, то за него отвечал Гриньон.
— Сначала, присутствовать на репетиции было круто, ведь лишь избранные были допущены на них — вспоминает Энди, — Однако быстро эйфория сменялась чувством дискомфорта. Очень редко он (Стив Джобс – прим. ред.) выходил из себя, хотя это и случалось. Чаще всего он смотрел прямо на тебя и громко и жестко говорил: «Ты поимел мою компанию» или «Если мы провалимся, то по твоей вине». Он был убедителен, и ты всегда ощущал себя, будто в тебе дюйм роста.
Гриньон, как и все присутствующие знал, что если на презентации что-то пойдет не так, то Джобс никогда не обвинит в этом себя. Все выглядело так, будто уже было сделана сотня репетиций и каждая из них закончилась провалом.
Выставочный центр Moscone
Все приготовления Apple были совершенно секретными. Начиная с четверга за неделю до презентации компания буквально захватила Москоне (крупнейший в Сан Франциско конференционно-выставочный центр – прим. ред.). За сценой была построена лаборатория размером 2,4х2,4 метра, в которой хранились и тестировались смартфоны. Рядом с лабораторией поставили комнату отдыха с диваном для Джобс. Вокруг 24 часа в сутки дежурила дюжина охранников. Никто не мог попасть в зале без электронной проверки удостоверений. Зайти внутрь можно было только по списку, утвержденному лично Джобсом. Он так боялся утечек, что постарался принять на работу в Apple всех контрактников, включая звукорежиссеров, осветителей, уборщиков, связав их соглашениями о неразглашении, и даже ночевал накануне презентации в здании.
Гриньон знал, что презентация будет непростым анонсом, но никто, включая инженера, не мог предположить, каким удивительным моментом станет мероприятие. Через семь лет после релиза можно сказать, что iPhone и iPad стали одной из самых важных инноваций, созданных в Кремниевой долине. Они изменили индустрию сотовой связи, став платформой для новой весьма прибыльной отрасли — разработки мобильных приложений. Сегодня ее выручка составляет $10 миллиардов. iPhone и iPad перевернули мир ПК. Ведь сегодня, если сложить продажи смартфонов, планшетов и компьютеров, а ведь современные мобильные гаджеты по своей сути являются компьютерами, то Apple станет самым большим вендором в мире, продавая по 200 миллионов устройств в год.
Гаджеты оказали влияние не только на экономику, но и на культуру. Изобретение Apple заставило изменить взгляд на то, как люди взаимодействуют с машинами. Смартфоны фактически стали продолжением нашего разума. Они поменяли то, как люди получают и анализируют информации. Де-факто они заменили собой книги, газеты, стационарные телефоны, радио, диктофоны, фото и видеокамеры, компания, телевизоры, видеомагнитофоны и DVD-пригрыватели, персональные компьютеры, мобильные телефоны, видеоигры и... iPod. При этом смартфон помещается в ваш карман. Он меняет то, как мы получаем знания в школе, как доктора лечат пациентов, как мы путешествуем и открываем новое. Развлечения и медиа также стали доступнее, и мы потребляем их совсем иначе.
Android 1.0
Но сегодня Apple находится в осаде. С момента, когда в конце 2007 года Google выпустила Android, она не только смогла конкурировать с iPhone, но и добилась в этом успеха. Взрывной рост популярности мобильной платформы Google начался в 2010 году и сегодня ее доля на рынке смартфонов составляет 80%, у iPhone только 20%. Конкурент отбирает у Apple и другой рынок — рынок планшетов. В 2010 году iPad занимал 90%, сегодня уже 60% продаваемых планшетов работают под управлением Android.