OLPC: утопическая мечта или реальность?

Логотип OLPCПроект OLPC уже вошел в историю как вероятно наиболее масштабная попытка информатизации общества в развивающихся странах. Хотя реакция на эту инициативу и не однозначна, объединение коммерческих организаций с целью решения глобальных гуманитарных проблем, к которым сегодня относится и информационный голод, смело можно назвать успехом.

История "ноутбука за $100"

Проект XO-1, более известный как "ноутбук за $100", ставит перед собой задачу массового производства лэптопов для детей в слаборазвитых странах. По задумке его инициаторов данный проект позволит этим детям получить доступ к знаниям и в перспективе разорвать круг нищеты и безвыходности, царящих в этих регионах.

Разработкой и продвижением "социального" ноутбука занимается специально созданная с этой целью благотворительная организация OLPC (One Laptop per Child). В состав ее соучредителей, выделивших средства на создание ноутбука для детей, вошли AMD, Brightstar Corporation, eBay, Google, Marvell, News Corporation, SES, Nortel Networks, Red Hat. Недавно к этой инициативе подключилась и компания Intel.

OLPC воплоти

OLPC воплоти

Впервые об этом амбициозном проекте заговорили в открытую в январе 2005 года с трибуны Всемирного экономического форума, проходившего в швейцарском городе Давосе. Тогда было анонсировано создание некоммерческой организации OLPC, призванной бороться с проблемами некачественного образования и как результат низкого уровня жизни в развивающихся регионах путем распространения здесь дешевых (первоначально была заявлена цена в размере $100) персональных компьютеров. Каждый из участников проекта обязался перевести пожертвования в размере $2 миллиона долларов на счет организации.

Естественно эта новость наделала немало шума в мировых СМИ. Одни прославляли светлые головы организаторов OLPC, другие же сомневались в реализуемости озвученной программы (ведь до этого никто еще не предлагал полнофункциональных ПК по цене $100). Были, конечно, и третьи, которые в своем скептицизме зашли настолько далеко, что усомнились в целесообразности всей предложенной концепции. Правда тогда их тихие голоса заглушала бравада сторонников проекта, упоенных идеей, что наконец-то компьютер станет по-настоящему массовым средством получения знаний, в том числе и в слаборазвитых странах.

Суть идеи проста: использовать уже имеющуюся платформу и выбросить из нее все "ненужное". При этом нужно учитывать и специфику эксплуатации этих устройств. Т.к. ноутбуки должны попасть в руки не к IT-гуру, а к самим простым детям, то к их ударопрочности и надежности предъявляются особые требования. При этом они должны потреблять очень мало энергии (представьте себе лампочка "Ильича" не везде уже раритет). Но, не смотря на то, что на первый взгляд цена вроде бы может показаться Вам очень привлекательной, не стоит забывать, что для родителей той самой целевой аудитории сумма, запрашиваемая за социальный ноутбук, может составлять несколько месячных заработков. А потому полным безумием было бы полагать, что эти устройства будут продаваться в развивающихся странах (тем более что их будут покупать на самом деле нуждающиеся люди). Решение этой проблемы оказалось очень простым - продавать не людям, а правительствам, которые уже будут распространять ноутбуки XO-1 среди детей.

Первые блины и комья

Первый прототип социального лэптопа был представлен 16 ноября 2005 года на Мировом саммите информационного сообщества (WSIS), проходившего в Тунисе. На презентации присутствовали руководитель проекта OLPC Николас Негропонте (Nicholas Negroponte) и тогдашний генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan). Всего собственно были показаны два прототипа: нерабочая физическая модель и действующий прототип, использующий внешние экран и клавиатуру. Господин Негропонте тогда сообщил, что на создание только экрана потребуется еще не менее трех месяцев.

Первая версия XO-1

Первая версия XO-1

Уже в начале декабря стало известно, что производством XO-1 займется не кто-нибудь, а тайванская Quanta Computer Incorporated. То, что это название не на слуху отнюдь не означает, что многомиллионный производственный контракт достался никому неизвестной фирме. Quanta Computer является крупнейшим производителем ноутбуков (более 33% мирового рынка) и выпускает их по заказу таких брэндов как Dell Computer, Compaq, Gateway Computers, Gericom, Apple Inc, Hewlett Packard, IBM, Sony, Sharp Corporation, Toshiba, Fujitsu, Maxdata и Siemens AG. Кандидатура Quanta была выбрана после длительного изучения предложений множества других производителей. Сотрудникам Quanta предстояло за пол года разработать готовый продукт, что, конечно же, оказалось не так легко, как могло показаться на первый взгляд.

Действующий полнофункциональный прототип увидел свет уже 23 мая 2006 года. В ходе презентации представители OLPC подчеркнули, что финальная версия мобильного ПК обзаведется несколько большим экраном, хотя размеры устройства и останутся неизменными. Начало массового производства было запланировано на начало 2007 года. Правда, для этого необходимо было набрать определенное количество заказов от стран-участников.

Одной из наиболее неприятных проблем, которая больше других бросается в глаза, стала несостоятельность озвученной с самого начала ценовой политики организации. Оказалось, что ноутбук за $100 сделать нереально. Руководство проекта сперва сославшись на удорожание твердотельной памяти сообщило о повышении цены до $135-140. Теперь же говорят, что XO-1 будет стоить все $200. Правда уточняется, что по мере увеличения масштабов производства, цена на социальный лэптоп будет снижаться.

Страны-участники

Лэптопы XO-1 нельзя будет так просто купить, заказывать их смогут лишь целые государства. Первоначально было объявлено о том, что программа "по ноутбуку на ребенка" ориентирована лишь на 15 стран-участников: Аргентина, Бразилия, Камбоджа, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Египет, Греция, Ливия, Нигерия, Пакистан, Перу, Руанда, Тунис, США и Уругвай. Для всех них разрабатываются локализации операционной системы и программного обеспечения.

XO-1 в режиме EBook

XO-1 в режиме EBook

Некоторые страны отказались принимать участие в инициативе OLPC, сославшись на ее преждевременность и отсутствие свободных средств. Так официальные лица Индии заметили, что "будет невозможно оправдать столь внушительные расходы на довольно сомнительную программу, в то время как общественные фонды не в состоянии обеспечить адекватную поддержку хорошо обоснованным мероприятиям первостепенной важности". Хотя ранее премьер-министр Таиланда поддержал инициативу распространения лэптопов среди детей, новый министр образования, занявший свой пост после установления в стране в прошлом году военной диктатуры, в ходе своего недавнего публичного выступления заявил, что в настоящее время это не столь важно и сейчас нет никаких планов по реализации программы OLPC.

Довольно интересно, что в списке участников оказалась страна-член ЕС Греция и тем более США, где доходы на порядок выше, чем в среднестатистических слаборазвитых странах. Так бывший губернатор штата Массачусетс внес предложение обеспечить каждого ребенка в своем штате собственным ноутбуком.

Пока лишь семь стран подтвердили желание приобрести партии лэптопов XO-1: Аргентина, Бразилия, Ливия, Нигерия, Руанда, Таиланд и Уругвай. Одну из самых крупных партий заказала Нигерия - миллион экземпляров.

Содержание Далее
Одной страницей
Стр. 1. История «ноутбука за $100», первые блины и комья, страны-участники
Стр. 2. Технические характеристики
Стр. 3. Аналоги
Стр. 4. Критический взгляд, эпилог
Комментарии
Добавить комментарий

Введите имя:
Войти от:
или
Ваш комментарий:


Введите код:

E-mail (не обязательно)
Адрес электронной почты не предназначен к показу и будет использован только для уведомлений об ответах



Флагман смартфонов 2017 года - Samsung Galaxy S8
Один из лучших смартфонов 2017 года
26 мая 2017 /
Windows 10 Creators Fall Update. Первый взгляд
Операционная система выйдет осенью 2017 года
20 мая 2017 /
Обзор Huawei P10
Флагманский смартфон Huawei для первой половины 2017 года
13 мая 2017 /
Смартфон с мощным аккумулятором и двумя SIM - Xiaomi Redmi 3S
Очень приличный смартфон за свои деньги
1 мая 2017 / 2
 
 
Правда в очень специфическом тесте и с небольшим преимуществом
На специальной вкладке можно будет быстрее найти собственный контент
Новое поколение обещает прирост производительности до 48%
Сотрудники Apple будут приведены в боевую готовность с 17 сентября по 4 ноября
К 2021 году доля AMOLED-смартфонов увеличится вдвое и достигнет 53%
Он сделает смартфоны Apple мощнее и умнее
 
 

Опрос

Нужен ли OLED-экран iPhone?
или оставить собственный вариант в комментариях (12)





Статистика