Проект OLPC уже вошел в историю как вероятно наиболее масштабная попытка информатизации общества в развивающихся странах. Хотя реакция на эту инициативу и не однозначна, объединение коммерческих организаций с целью решения глобальных гуманитарных проблем, к которым сегодня относится и информационный голод, смело можно назвать успехом.
Критический взгляд
Как и на любой более-менее заметный проект, реакция на OLPC не однозначна. Одни поют ему дифирамбы и превозносят заслуги его организаторов и участников. Другие же, заняв круговую оборону в стане "Фомы неверующего", норовят найти недостатки и просчеты. И в ряде случаев критика вполне обоснованна.
Начнем с технологических аспектов. Спорить по этому вопросу можно долго, но если отбросить на мгновение принцип "даренному коню в зубы не смотрят", столь полюбившийся отечественному автопрому, то становится понятно - XO-1 весьма посредственный продукт с довольно ограниченной функциональностью. Ну конечно за $200 вы больше нигде не найдете компьютер с функциями тренажера, но все же говоря словами героя советского мультфильма "маловато будет".
Вот мы подошли к главному вопросу, который гложет сторонников "Фомы", а именно "Зачем собственно нужен проект OLPC?". Ответ вроде бы очевиден - дать детям в развивающихся странах источник знаний, о который они заточат зубки и построят в своих временно отстающих родинах светлое будущее. Но вот некто Джон Вуд (John Wood), основавший благотворительную образовательную организацию "Room to Read" подсчитал, что, оказывается, библиотека стоимостью $2000 может обслуживать до 400 детей (получается $5 на ребенка), а в школе за $10000 могут обучаться 400-500 детей (около $25 на ребенка). Вот туда, по мнению господина Вуда, ранее работавшего в Microsoft, и стоит вкладывать деньги. И ведь его тезисы действительно сложно отвергнуть. Просто поставить миллионы компьютеров в страну не достаточно, чтобы как по мановению волшебной палочки люди превратились в продвинутых пользователей ПК. Для этого нужно постепенно учить людей работать за компьютером. Необходимо создавать современные образовательные центры.
Камбоджи. Место, где в 2001 году стартовала пробная программа оснащения детей ноутбуками
Конечно, дети схватывают все на лету, но в этом-то и проблема, окрепшая психика взрослого как позволяла ему 15 лет, назад поиграв во время обеденного перерыва в "Принца", снова включится в работу, так и сейчас позволяет ему без риска для жизни окунуться в куда более реалистичный мир WOW после трудового дня. Поэтому всегда есть опасность, что без должного контроля ПК может стать деструктором детской психики. И эти умозаключения базируются не на пустом месте. В июне этого года Reuters сообщила, что некоторые из XO-1, в качестве пробной партии отправленных в Нигерию, были замечены на порносайтах. После этого скандала OLPC объявила о введении системы фильтрации подобного контента. Но, вероятно, на этом скандалы, связанные с "нецелевым" использованием социальных лэптопов не закончатся.
Некоторые зашли в своей критике гораздо дальше господина Вуда, обвинив OLPC, а заодно США и другие развитые страны, в наличии смещенных приоритетов и полном непонимании сути "африканской проблемы". Так представитель Камеруна Марте Дансокхо (Marthe Dansokho) на конференции ООН, проходившей в Тунисе, заметил, что африканским людям гораздо больше нужна питьевая вода и школы. Член малийской делегации Мохаммед Диоп (Mohammed Diop) и вовсе назвал проект вытягиванием денег из без того бедных стран, сославшись на то, что государства должны закупать миллионы никому не нужных устройств. Не мало камней летело и в сторону правительств, решивших приобщить детей к миру IT. Ведь, согласитесь, довольно странно, что государства (где ни для кого не секрет царит коррупция), не способные наладить обеспечение целых регионов продуктами питания, питьевой водой, учителями и врачами, изыскивают сотни миллионов долларов на закупку компьютеров, которые еще непонятно по какому принципу будут распространяться среди населения.
Вот собственно мы подошли и к системе распределения. Даже если предположить, что социальный ноутбук дошел до того самого нигерийского ребенка, испытывающего ужасную тягу к знаниям, то возникает вопрос как долго он у него останется на руках. Не забывайте, речь идет о регионе, где жить "за чертой бедности" означает менее $1 в день на человека ($2 это уже просто бедный, а $200...). Для США черта бедности составляет около $27 в день на семью из одного человека (каждый новый член добавляет к семейному бюджету $10). Теперь каждый может прикинуть, чтобы он сделал, если бы получил в виде компьютера зарплату за 3-4 месяца. Правильно, показал бы друзьям и начал бы с ним играться, а, наигравшись, ... продал бы. Ведь это не домашний кинотеатр и его функциональность весьма ограничена и что вероятно более важно, мы говорим о людях, которые знают что такое голод не понаслышке.
Поэтому не удивительно, что вопросы борьбы с черным рынком XO-1 обсуждались на самом высоком уровне. По сути, для этого и было принято решение продавать лэптопы не на руки, а целым странам. Однако это хотя вроде бы и упрощает борьбу с крупными перекупщиками, которые могли бы изъявить желание заработать на перепродаже, но вовсе не исключает того, что бедняки сами решат продать свои ПК. Плюс к этому есть и коррумпированные чиновники, благодаря активности которых, вполне могут затеряться несколько тысяч лэптопов - в миллионной поставке этого никто и не заметит.
Эпилог
Сама идея открытия дверей в IT-мир перед миллионами детей, которые ввиду ряда причин (экономических, политических и т.д.) от него изолированы, замечательна. Безусловно, это дало бы им гораздо больше шансов преуспеть в жизни, став для них своего рода стартовой площадкой. Но вот, к сожалению не всегда идеи находят полное отражение в вещах. Прискорбным, на наш взгляд, является тот факт, что некоммерческий проект все же не совсем "не", и потому обсуждение, на что лучше было потратить эти деньги, увы, не имеет под собой никакого смысла. Без OLPC этих денег попросту не было бы. Ведь выделенные средства, хотя вроде бы и являлись благотворительностью, были целевыми. И если доходить до банальностей, то AMD выделив 2 миллиона, стала автоматически поставщиком процессоров, т.е. снизив подлежащую налогообложению часть своей выручки, она умудрилась вернуть часть своих вложений в виде платы за процессоры. Более того, все участники программы, безусловно, получили богатый опыт по созданию UMPC, и будут параллельно использовать все эти наработки в коммерческих продуктах. То есть XO-1 можно уже рассматривать в качестве грандиозного тестового полигона компаний-партнеров OLPC, который организован в форме благотворительности.
Тем не менее, не важно кто еще от этой программы выиграет и сколько. Важно чтобы в выигрыше оказались жители развивающихся стран (как ни как от ноутбуков гражданскому населению гораздо больше пользы, чем от модернизации МиГов советских времен или закупки партий Калашниковых). Более того, каждое из подобных мероприятий привлекает интерес к стоящим перед миллионами людей проблемам. А без финансового интереса ничего в этом мире не крутится, в том числе и благотворительность (иначе не вводились бы налоговые послабления для меценатов).
Так, например, 12 ноября OLPC начнет предлагать свои ноутбуки рядовым американцам, но как говорится с "подкреплением". Можно будет купить либо один XO-1, который прямиком отправится к ребенку в развивающейся стране, либо два - один остается у покупателя, а второй едет к тому же карапузу (цена предложений $200 и $400 соответственно). Здесь, безусловно, присутствует элемент психоанализа (Фрейд бы закрутил, но мы не будем), ведь теперь если американец окажется на улице с таким ноутбуком, то все поймут, что он отправил один такой же в Камбоджу или еще куда либо. А ведь общественное одобрение оказывает очень сильное побуждающее воздействие на человека, не зря же он существо социальное. И, по нашему глубокому убеждению, нет никакой разницы, чем мотивировался человек оказавший помощь нуждающемуся в ней. Главное, чтобы от этой помощи был положительный эффект.