Вчера первые лица компании Intel рассказали о планах касательно своих текущих разработок. Как известно, на этот год назначен выход новой процессорной архитектуры Nehalem. Ранее мы уже писали о ней в нашей статье "Процессорные архитектуры ближайшего будущего", а теперь стало известно несколько новых подробностей.
Число процессорных ядер составит от 2 до 8. Судя по всему, в ближайшем будущем одноядерных решений для настольных и серверных систем в арсенале Intel не останется. Помимо этого будет увеличен размер буфера, куда помещаются команды из L1-кэша перед тем, как они будут декодированы. Это позволит поднять производительность в 64-битном режиме работы в сравнении с текущими процессорами Core 2.
Подтвердилась информация и о возрождении технологии логической многопроцессорности (Simultaneous Multi-Threading), ранее применявшейся в чипах Pentium 4/D и известной как HyperThreading.
Произойдут серьезные изменения в подсистеме кэша. Если сейчас используется разделяемая кэш-память второго уровня, то у Nehalem разделяемым будет уже L3-кэш, подобно чипам AMD Phenom. При этом размер кэша первого уровня останется неизменным: 32 Кбайт для инструкций и 32 Кбайт для данных. Каждое ядро будет иметь по 256 Кбайт L2-кэша. Общий объем L3-кэша достигнет внушительных 8 Мбайт. Кэш-память будет инклюзивной, то есть в каждом более высоком уровне будут продублированы данные из нижних. Помимо этого будет добавлен второй блок предсказания ветвлений с целью повышения эффективности. Появится и второй TLB-буфер, что повысит эффективность работы с памятью.
Как и ожидалось, Intel откажется от системной шины, применяемой сегодня в ее современных процессорах. Хотя сейчас она довольно неплохо разогнана (до 1600 МГц), а в серверном сегменте компания добилась возможности подключения каждого процессора по отдельному каналу к чипсету, новая шина QPI (QuickPath Interconnect) позволит еще больше увеличить скорость и снизить задержки при доступе.
QPI по своей архитектуре напоминает HyperTransport, что используется AMD уже около 5 лет. Это хорошо масштабируемая низколатентная шина, построенная по принципу точка-точка. Каждый процессор будет содержать два линка QPI при максимальной пропускной способности каждого 25.6 Гбит/с.
Как можно заметить по вышеприведенному слайду, подобная схема позволит строить более эффективные двухпроцессорные системы. Причем, в отличие от многопроцессорной платформы AMD, где с северным мостом связывается только один ЦП, у Intel это смогут делать оба чипа. Правда, пока не ясно, по каким принципам будет организована схема подключения четырех и более процессоров. С этой целью CPU AMD Opteron серии 800/8000 оснащены тремя линками HyperTransport (для поддержания связи с двумя соседними чипами и серверным мостом).
Еще одно значительное нововведение Nehalem — встроенный контроллер памяти. О нем было известно уже давно, но сейчас о его возможностях было рассказано больше. Так число каналов в контроллере может составлять от 1 до 3. Первоначально будет поддерживаться память DDR3-800/1066/1333. В будущем, вероятно, эти значения будут увеличены. Серверные варианты Nehalem смогут работать с регистровыми модулями.
В целом контроллер памяти, также как и некоторые вышеописанные нововведения копируют уже сделанные разработки AMD. С другой стороны, даже без них современные Intel Core 2 Duo обходят решения второго производителя процессоров во многих приложениях. Даже как-то страшно подумать, что будет, если достоинства чипов AMD K8/K10 скомпоновать вместе с обновленной архитектурой Core. Впрочем, это мы узнаем уже в конце этого года — именно тогда запланирован анонс новых чипов.
И несколько слов о процессорах Sandy Bridge. Это представители архитектуры Gesher, которая в 2010 году должна будет придти на смену Nehalem. Ожидается, что они будут поддерживать расширенный набор дополнительных векторных команд. Они станут дальнейшим развитием инструкций SSE4.2. При этом будет увеличена разрядность регистров с 128 до 256 бит. Также ожидается поддержка исполнения трехоперандных инструкций.
К сожалению, о частотном потенциале процессоров Intel нового поколения пока ничего неизвестно. Впрочем, через какое-то время мы определенно узнаем и эту информацию.