Только собрался писать про конкуренцию браузеров, выполняя обещание своего прошлого поста, как появилась более животрепещущая тема. Анатолий Перминов, руководитель Роскосмоса, полагает верным запретить ввоз автомобилей со встроенной системой GPS в Россию. По его мнению это "защитит" отечественных производителей навигаторов, а в особенности даст толчок к дальнейшему развитию ГЛОНАСС. Точные цитаты не привожу — их вы найдете на десятке-другом новостных сайтов.
ГЛОНАСС, если кто не знает, есть аналог GPS. Причем сделанный по тому же принципу. Обе системы представляют собой разработку 70-х годов прошлого века и, что самое смешное, были введены в эксплуатацию почти одновременно — в 1995 году. Только вот GPS покрепче оказалась. Спутники ГЛОНАСС довольно быстро потребовали замены, так что в 2001 году приняли программу по их обновлению. Сейчас над Землей вешают ГЛОНАСС-М — модернизированный вариант с увеличенным сроком службы.
На текущий момент в космосе вертится 20 спутников, что позволяет покрыть почти всю Россию (но "почти", как известно, не считается ;)), более 95% Европы и 80% остального мира. В принципе неплохо, но в таком виде имеет смысл расшифровывать аббревиатуру ГЛОНАСС иначе: не ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система, а ГЛОбальная НАциональная Спутниковая Система. Так пока будет правильнее.
Полностью обрести счастье пользователи ГЛОНАСС смогут когда спутников станет 24 штуки. Ну а всего их запланировано на орбите 30 — это прямо-таки светлое будущее, которое, я надеюсь, все же наступит. Хотя бы для ГЛОНАСС. 30 спутников повысят точность навигации, а заодно смогут временно подменять вышедшие из строя аппараты. GPS, как я уже говорил, работает также: 24 спутника покрывают всю планету, но на орбите летает 31 штука при максимуме 32, обеспечивая резерв и повышая точность.
ГЛОНАСС/GPS-навигатор Glospace
Массовых устройств с поддержкой ГЛОНАСС пока что единицы. Причем эти навигаторы зачастую поддерживают еще и GPS. Вероятно, только специальные модели, изготовленные по правительственному заказу, не смогут работать с американской системой — те, что будут устанавливать в машины спец-служб и автотранспорта.
Видимо, не очень стремятся компании поддерживать ГЛОНАСС. Отсюда и подобные заявления в духе советской власти: не можем сделать лучше, так запретим ввоз продукции конкурента. Российские компании выживут зато. Но вот что казна недополучит налогов от продаж об этом думают мало, как и о тех компаниях, что недополучат прибылей.
Ну допустим GPS в машинах запретили. Что-то слабо верится, что Mercedes, BMW, Honda, Mazda, Peugeot и остальная компания автопроизводителей начнет ставить в "локализованные" машины навигаторы ГЛОНАСС. Куда скорее к нам приедут варианты вообще без навигаторов. И что тогда? Правильно, кому он надо, тот пойдет и купит в магазине автомобильный GPS. ГЛОНАСС все равно нигде не найти.
А что дальше? Совсем запретят GPS? Ну тогда это означает запретить ввоз десятков моделей сотовых телефонов, коммуникаторов, где встроен GPS, не говоря о миллионах навигаторов. Потеря миллиардного рынка. А если нет конкуренции в виде GPS, зачем делать качественный, надежный навигатор ГЛОНАСС? А зачем тогда вообще ГЛОНАСС развивать и совершенствовать, если его и так покупать будут?
Господин Перминов очень правильно беспокоится, что навигаторы ГЛОНАСС не будут пользоваться большим спросом. Отечественная система несмотря на схожесть хуже GPS. У последней точность позиционирования достигает трех метров. У нашей — 50 метров для старых спутников ГЛОНАСС-К и 5 метров у новых ГЛОНАСС-М. Думаете будет стимул повысить точность, если GPS запретить? А ведь на подходе европейский аналог Галилео — его обещают ввести в эксплуатацию в 2013 году. Там точность будет достигать 1 метра, а при использовании вспомогательной наземной станции вообще 10 см. За муравьями следить можно.
Самое смешное в этой ситуации — это договоренность с США о возможности совместного использования GPS и ГЛОНАСС. Типа когда надо, мы ваши спутники тоже поюзаем. Да и в Галилео Россия участвует. И это очень хорошо. А вот блокировать продажи GPS – плохо. Неправильно это, только хуже станет. Очень надеюсь, что слова Анатолия Перминова не воплотятся в жизнь.