Многообразие платформ вынуждает разработчиков портировать программы, на что тратится много времени и денег. Проще всего дело обстоит с кроссплатформенными языками, которые не зависят от архитектуры процессора и не имеют никакой связи с типом операционной системы. В основе таких языков лежит интерпретатор, который занимается переводом языка в функции операционной системы. Что же нужно для того, чтобы портировать саму операционную систему на другую архитектуру процессора? Здесь есть два варианта: первый наиболее трудный, но и самый правильный - добиться совместимости между архитектурами на уровне исходных кодов, второй предполагает наличие всё того же интерпретатора, как и в случае с кроссплатформенными языками.
Решив освоить архитектуру x86, компании Apple пришлось выбирать по какому пути ей пойти. Выбор был сделан в пользу второго способа. Что из этого получилось - читаем далее.
История Apple и предпосылки к переходу на x86
Портированием операционных систем стали заниматься тогда, когда перспектива развития их на других платформах становилась куда радужнее, чем на существующих. Первые попытки были сделаны ещё в далёких 1970-х годах, когда ОС UNIX пытались портировать куда только угодно.
Начало же 80-х порадовало общественность появлением таких монополистов в области операционных систем как Microsoft, Apple, Novell и других. Славным стал 1981 год, когда Microsoft представила первую версию DOS, основанную на операционной системе QDOS, разработанной компанией Seattle Computer Products. Стараниями Билла Гейтса и Пола Алена между Microsoft и IBM было достигнуто соглашение в соответствии с которым на каждый выпускаемый компьютер IBM устанавливалась MS-DOS.
Спустя год на рынок производителей компьютеров вышли корпорации Hewlett-Packard, Compaq, Texas Instruments. Активное сотрудничество руководителей Microsoft и этих компаний привело к тому, что программы, написанные для других платформ, могли устанавливаться на IBM PC. Основными пользователями компьютеров, в те далёкие годы были крупные компании, программисты, для которых компьютер был и остаётся хлебом насущным, и энтузиасты, которые использовали компьютер для проведения своего досуга.
В 1981 году компания Apple, которая уже успела несколько раз напомнить о своём существовании, представила публике компьютер Lisa. Главной особенностью предустановленной на него операционной системы System 1 был графический интерфейс пользователя.
Сначала он вызвал некоторое недоумение, хотя его появление было действительно инновационным. Стоит отметить, что разработка Lisa началась ещё осенью 1978 года и, видимо, вследствие плохой организации к концу 1979 пресловутый компьютер существовал лишь в виде спецификаций. Большую роль в его создании сыграл выпущенный подразделением PARC компании XEROX, компьютер Alto. Для своего времени он был настоящим произведением искусства. Для прорисовки графики в Alto впервые использовался механизм поэлементного отображения, то есть каждый пиксель на экране рисовался отдельно, а не в виде букв, цифр или каких-либо других элементарных единиц. Ещё одной особенностью было наличие трёхкнопочной мыши, которая недалеко ушла от разработки 1960 года Дугласа Карла Энгельбарта.
Есть слухи, что идея Lisa была просто украдена у Alto, однако это не так. Несмотря на усилия разработчиков и 200 миллионный бюджет проекта, он оказался неконкурентноспособным. Платить 9999 долларов за компьютер могли позволить себе только бизнесмены, которых оказалось не так уж много. Вскоре после выхода, у Lisa был обнаружен серьёзный недостаток, который заключался в скором выходе из строя дисковода, на разработке которого настоял Стив Джобс, и крайне медленной его работой. Алан Кай, один из разработчиков языка SmallTalk, как-то сказал: "Lisa делала замечательные вещи, но очень медленно".
Поставив цель реанимировать проект был выпущен Lisa 2/10, который значительно обошёл первую версию по цене и производительности. Теперь он стоил $3495 и работал значительно быстрее своего предшественника. С последствиями провала своего первого крупного проекта Apple не могла справиться до 1989 года, когда несколько тысяч компьютеров Lisa первой версии были просто закопаны под землёй.
Одновременно с развитием Lisa подразделение Apple MAC (Mouse Activated Computer) работало над созданием компьютера Macintosh. Выпуск его переносился несколько раз и только в 1984 году он был представлен публике. Изначально Macintosh ориентировался на широкий круг потребителей, и должен был стоить около $500. Однако Стиву Джобсу, который внёс много как отрицательных, так и положительных моментов в историю Apple, этого показалось мало. В результате конечная цена на компьютер составила $2495. Но даже несмотря на это, в первые дни количество продаж поражало! Воодушевлённые первым успехом, руководители повысили мощность производственных линий, не рассчитав дальнейшего спроса. В результате миллионный компьютер был продан только в марте 1987 года.
Следующим этапом развития компьютеров Apple стал 1991 год, когда вместе с выходом моделей Mac Iisi, Mac Classic, Mac LC, Mac Portable и Mac Classic II была выпущена операционная система System 7. Модели оснащались однокнопочной мышью и были гораздо ближе пользователю, чем Lisa, Lisa 2/10 и первый Macintosh.
Пока Apple выпускала свои триумфальные компьютеры с быстро выходящими из строя дисководами, и Стив Джобс вносил раздор в "яблочную компанию", Microsoft готовила Windows 3.0. Операционная система должна была иметь псевдографический интерфейс, равно как и псевдомногозадачность, понимать мышь, работать в сети и предоставлять пользователю небывалый комфорт. Первые её версии были крайне нестабильны, но предоставляли программисту несколько тысяч удобных API-функций, вследствие чего в кратчайшие сроки были выпущены десятки различных программ, чего нельзя было сказать про компьютеры компании Apple и существовавшую к тому моменту System 7. Потратив уйму времени на подписание договоров с производителями аппаратного обеспечения, Microsoft оказалась на высоте, а Windows 3.0 успешно и быстро продавалась.