Характеристики Meizu MX4
На начало 2015 года модельный ряд смартфонов Meizu состоит из 8 продуктов. Впрочем, только 4 из них можно назвать актуальными, выпущенными в конце 2014 года и начале 2015. Это, разумеется, наш MX4, его увеличенная версия MX4 Pro и своего рода «бюджетчники» m1 и m1 Note. Выходит, что MX4 остается чем-то вроде «массового флагмана».
Характеристики Meizu MX4 выглядят современно, хотя на «самые-самые» по меркам 2014 года не тянут. Тем не менее, MX4 позиционируется как один из самых производительных смартфонов 2014 года, а потому уместно сравнить его с моделью, уже названной нами таковой – Samsung Galaxy Note 4.
Начнем с процессора. Meizu MX4 стал первым общедоступным смартфоном на базе чипа MediaTek MT6595. Можно сказать это флагман компании на начало 2015 года. Почему вдруг Meizu решила отказаться от чипов Samsung, которые использовала до сих пор? Есть информация, что причина в отсутствии встроенного 4G-модуля в процессорах Exynos. Альтернативой были продукты от Qualcomm, которые в этом традиционно сильны, но Meizu, видимо, смогла договориться с MediaTek на более выгодных условиях. Кстати, MT6595 стал первым SoC от MediaTek с поддержкой LTE. По этой причине там встроен модем LTE Cat.4, обеспечивающий скорость приема данных на уровне 150 Мбит/с, тогда как Qualcomm уже давно «козыряет» LTE Cat.6 (до 300 Мбит/с) и даже замахивается на LTE Cat.9 (до 450 Мбит/с).
Что такое MT6595? Это чипсет с 8-ядерным процессором, изготовляемый по 28 нм техпроцессу и использующий в своей основе дизайн ядер Cortex-A17 и Cortex-A7. Да, вы все верно поняли, чип поддерживает архитектуру big.LITTLE, которую MediaTek внедрила пусть и не впервые, но «по-взрослому» - высокопроизводительные ядра способны работать одновременно с «медленными». Напомним, что первое поколение чипов от Samsung на такое было не способно. Речь идет об Exynos 5410, впервые примененном в Galaxy S4 (модель GT-I9500). Но в Exynos 5420 (Galaxy Note 3) этот вопрос уже был решен.
Однако big.LITTLE – это не так интересно, как Cortex-A17. Эту архитектуру ARM представила в начале 2014 года как наследницу высокопроизводительной Cortex-A15. Точнее не так. Очевидно, что наступает время 64-битных инструкций ARMv8, которые поддерживают ядра Cortex-A53 и Cortex-A57. В свою очередь Cortex-A15 – это максимум, что было достигнуто на ARMv7-A. Другими словами, начиная с 2015 года «хай-энд» будет отдан Cortex-A57, а, чтобы не выкидывать в утиль A15, была создана немного измененная A17. Эта архитектура призвана обеспечить скорость на уровне или чуть выше Cortex-A15, но при более низком энергопотреблении и в более компактной упаковке. Другими словами, Cortex-A17 рассчитана на средние по производительности смартфоны.
И вот MediaTek MT6595 стал первым массовым процессором, реализовавшим ядра Cortex-A17. Заметим, что они работают на весьма высокой частоте 2,2 ГГц. Это же можно сказать и о четверке ядер Cortex-A7 – 1,7 ГГц есть весьма приличное значение. В процессорах Samsung Exynos ядра Cortex-A7 максимум функционируют на частоте 1,5 ГГц. Как бы в погоне за скоростью MT6595 не получил на выходе сильно греющийся и потребляющий много энергии процессор. Но это мы проверим ниже. Здесь лишь добавим, что Samsung уже перевела свои чипы на более совершенный техпроцесс 20 нм. Первым стал Exynos 5430, который сначала был применен в Galaxy Alpha, а потом, сюрприз-сюрприз, в Meizu MX4 Pro. Причем у Samsung на подходе 14 нм – не зря Apple выбрала южнокорейскую компанию в качестве производителя процессоров A9.
Итого если ровнять Exynos 5433, позже переименованный в Exynos 7410 (процессор Galaxy Note 4), и MT6595 только по вычислительным ядрам, то первый все же смотрится выигрышнее за счет более совершенной архитектуры. Как не крути, но Cortex-A57 – это самое топовое решение, о чем ARM прямо и говорит. Добавим сюда 20 нм техпроцесс, который обеспечит меньший нагрев и большую экономию энергию. Да, возможно по «попугаям» в отдельных синтетических тестах MediaTek и превзойдет флагман Samsung, но на глаз этой разницы заметно уж точно не будет. Просто потому, что оба чипсета крайне высокопроизводительные и их «бодания нанайских мальчиков» обычным пользователям безразличны – все и так не будет тормозить. Но будет нагреваться, что в частности характерно для MX4, тогда как Galaxy Note 4 вел себя более «сдержанно» в процессе тестирования.
Теперь о видеокарте. MediaTek MT6595 оснастили ускорителем PowerVR G6200, что есть определенный прогресс по сравнению с Mali-450 MP4, использованном в MT6592. Тем не менее, прогресс не самый значительный. Этот GPU был анонсирован в январе 2012 года, так что вряд ли его можно считать самым современным решением. Его возможности включают поддержку OpenGL ES 3.1, OpenGL 3.2 и DirectX 10. В целом неплохо, но мобильные видеокарты 2014 года тянут OpenGL 4.4 и DirectX 11.1/11.2.
Кроме того, даже по меркам 2012 года G6200 был не самым быстрым в семействе. Его аналогами являются Adreno 320 (Snapdragon 600) и Mali-T624 MP4 (Exynos 5260 Hexa). С другой стороны, в MT6595 графический процессор работает на сравнительно высокой частоте 600 МГц. Так что все игры даже в высоком разрешении экрана Meizu MX4 должны запускаться без каких-либо тормозов. Этот момент мы подробно исследуем в следующем разделе статьи.
Что касается связи, то, как уже было сказано, в MT6595 интегрирован LTE-модем, поддерживающий четвертую категорию этого стандарта. Не самый современный вариант, но на практике прием на скорости 150 Мбит/с и передача 50 Мбит/с перекрывают все потребности любого пользователя. Тем более, что сетей LTE Cat.6 в мире развернуто крайне мало, не говоря уже о LTE Cat.9.
Остальные характеристики MX4 несколько не дотягивают до самых лучших. 2 Гбайта оперативной памяти было доступно еще флагманам 2013 года, также как и 16 Гбайт встроенной памяти. Хотя касательно смартфона Meizu, в продаже широко доступен и вариант на 32 Гбайта. В 2015 году такие параметры можно уже относить к «верхнему среднему» уровню. Также удивляет отсутствие поддержки NFC – неужели Meizu считает эту технологию бесполезной? Равно как и огорчает отсутствие слота для карты памяти.
В результате Meizu MX4 можно смело назвать современным смартфоном с отличными характеристиками, но на «самые-самые» они не тянут даже на момент его анонса в сентябре 2014 года. Впрочем, вряд ли Meizu сама хотела «порвать всех» - компания сделала просто хороший смартфон. Тем не менее, как все-таки у него обстоят дела с производительностью?
Тестирование производительности
Meizu MX4 оснащен самым высокопроизводительным процессором MediaTek MT6595, но сможет ли он противостоять флагманам 2014 года от Samsung? Мы сравнили быстродействие китайского смартфона с Galaxy S5 (Snapdragon-версия) и Galaxy Note 4.
Однако, прежде чем перейти к результатам тестов, позвольте поведать об одном наблюдении – при длительном тестировании MX4, телефон серьезно нагревался. Сначала «раскалялись» его металлические боковины, а затем уже и пластиковая задняя крышка. Руку трубка не обжигала, но и на едва теплой ее не назовешь. Кроме того, из-за перегрева включился так называемый «тротлинг» - процессор, чтобы не сгореть, понижает свою тактовую частоту, что напрямую сказывалось на показателях тестирования и на играх.
Meizu MX4 называют самым быстрым смартфоном по данным теста AnTutu. Что же, на февраль 2015 года это действительно соответствует истине – результат этого смартфона превзошел примерно на 2000 очков Galaxy Note 4. Очевидно, сказалась более высокая тактовая частота, хотя в тестах с плавающей точкой MT6595 заметно медленнее Exynos 5433 (7410). А в 3D-тесте он получил 10 тысяч очков, против 15 тысяч у чипа Samsung.
Но здесь же, в AnTutu, проявился тот самый «эффект нагрева» - процессор включил тротлинг, чтобы не перегреться. MX4 набрал 52753 очка «на холодную», пролежав несколько часов в режиме ожидания. Однако когда мы запустили тест AnTutu сразу после другого бенчмарка, прилично «нагревшего» трубку, результат упал до 39562. В принципе, падение производительности в подобной ситуации свойственно для любого смартфона или планшета, но обычно оно не такое значительное – 1-2 тысячи очков. Нечто похожее мы уже наблюдали в смартфоне Huawei Honor 3, который из-за перегрева снижал частоты, что напрямую отражалось как на тестах, так и на играх.
Старый тест Smartbench 2012 не может целиком задействовать все возможности современных процессоров, а потому в нем Meizu MX4 очень серьезно проиграл как Galaxy S5, так и Galaxy Note 4 – почти вдвое.
Еще один старый общесистемный тест Quadrant, где Meizu MX4 потерпел «фиаско», если подходить к нему с мерками Galaxy S5 / Note 4. Не такое серьезное, как в Smartbench, но все-таки значительное. Как можно заметить, наибольший проигрыш пришелся на «чистую математику» (видимо, опять подвел блок FPU), а также на контроллер памяти – с оперативной памятью лучше всех управляется Exynos 7410.
А вот тест SunSpider целиком и полностью полагается на движок браузера, который обновляют чуть ли не каждый день. В результате последняя версия Chrome оказалась хорошо оптимизирована для современных процессоров, которые вкупе с высокой тактовой частотой обеспечили MT6595 победу в популярном JavaScript-тесте.
Второй раз с последствиями перегрева MX4 и тротлинга процессора нам пришлось столкнуться в уже старом 3D-тесте electopia. Его мы запустили после непродолжительного тестирования смартфона. По итогам прогона был показан результат 50,01 FPS для родного разрешения экрана, что как-то удивительно – electopia уже вполне себе «старичок», а современный флагманский аппарат не смог показать в нем максимум кадров. Максимум, напомним, при включенной вертикальной синхронизации кадров VSync, составляет 60 FPS. Однако, оставив трубку в покое минут на 30, мы увидели 59,47 FPS по его завершении.
Nenamark2 и остальные 3D-тесты запускались «на холодную», чтобы можно было оценить максимум возможностей скорости MX4 и его процессора. Но имейте в виду, что долгое использование смартфона может привести к падению производительности на значение 30-40%. А так в Nenamark2 был получен максимальный результат 60,8 FPS.
Теперь перейдем к более серьезным трехмерным бенчмаркам, жестко не привязанных к VSync. Надо же нам оценить максимальный уровень быстродействия видеокарты MX4? В 3DMark тесты Ice Storm и Ice Storm Extreme показали результаты «Max out!», то есть все уперлось в тот самый VSync, что случается на производительных устройствах. Отлично, MX4 встал вровень с «самыми-самыми». Но где он стоит относительно их? На этот вопрос отвечает тест Ice Storm Unlimited – все-таки заметно ниже обоих флагманов Samsung 2014 года. Отставание никак нельзя списать на погрешность измерений – оно составляет порядка 25%. Но на глаз этого заметно не будет. В ближайшие год-два уж точно.
Еще один тяжелый бенчмарк GFX Bench подтверждает выводы, сделанные для 3DMark: графика в процессорах Snapdragon 801 (Galaxy S5) и Exynos 5433 (Galaxy Note 4) заметно сильнее, чем в MT6595 – в зависимости от сложности разрыв может быть двукратным. Утешает одно – столь «тяжелых» мобильных игр пока не делают.
Теперь поговорим об автономности. Мы помним, что процессор MediaTek MT6595 «хвастается» новыми ядрами Cortex-A17, работающими на приличной частоте. Но ведь это означает и повышенное энергопотребление. Как раз это мы и видим в результатах проверки автономности по нашей методике. В принципе Meizu MX4 обеспечивает достойные показатели, но до уровня топовых продуктов Samsung они не дотягивают. Что же больше всего разряжает аккумулятор? Давайте разберемся.
Очевидно, что больше всего энергии в MX4 отъедает экран, а также процессор с видеокартой по мере роста нагрузки. Самая существенная потеря заряда случилась во время запуска 2D-игры Angry Birds Star Wars, а особенно при 20-минутном прогоне electopia – целых 6%! Неплохо «кушает» энергию серфинг через 3G-сеть, это касается практически любого телефона.
Что же получается? Meizu MX4 – действительно быстрый смартфон. Даже один из самых быстрых на начало 2015 года. Тем не менее, бескомпромиссной его победу назвать нельзя. Возможно телефон и показывает наилучшие результаты в современных синтетических тестах, но в старых бенчмарках он не самый сильный. А ведь практически все приложения как раз и относятся к этим самым «старым» - разработчики редко пересматривают основное ядро программы для оптимизации его работы.
Здесь, впрочем, положительную роль может сыграть Android 5.0, получивший современную виртуальную машину ART. Она гораздо лучше оптимизирована для работы с нынешними многоядерными процессорами, нежели увешанная «костылями» Dalvik, используемая в прошлых версиях Android. После установки нового «робота» у MX4 может не только повыситься скорость работы, но и снизится энергопотребление. По предварительным данным, Meizu выпустит обновление весной 2015 года. А пока MX4 являет собой пусть производительный, но весьма «горячий» смартфон. И из-за перегрева скорость работы может снижаться. Это в том числе было замечено нами и в играх.
Игры на Meizu MX4
Meizu MX4 – это флагман, а потому от него не ожидаешь каких-либо проблем в играх. С большего можно сказать, что все было в порядке.
- Riptide GP2: отлично, игра не тормозит;
- Asphalt 7: отлично, игра не тормозит;
- Asphalt 8: отлично, игра не тормозит;
- Dead Trigger: отлично, игра не тормозит;
- Dead Trigger 2: отлично, игра не тормозит;
- Real Racing 3: видны некоторые задержки;
- Max Payne Mobile: отлично, игра не тормозит;
- Need For Speed: Most Wanted: отлично, игра не тормозит;
- Shadowgun: Dead Zone: отлично, игра не тормозит;
- Frontline Commando: Normandy: отлично, игра не тормозит;
- Frontline Commando 2: отлично, игра не тормозит;
- Eternity Warriors 2: отлично, игра не тормозит;
- Eternity Warriors 3: отлично, игра не тормозит;
- Trial Xtreme 3: отлично, игра не тормозит;
- Dead Effect: отлично, игра не тормозит;
- Plants vs Zombies 2: отлично, игра не тормозит;
- Железный человек 3: отлично, игра не тормозит.
Практически все проверенные нами игры запустились на Meizu MX4 вообще без тормозов. Причем они даже не снижали разрядность цвета до 16 бит, что частенько случается на слабых смартфонах для повышения производительности. Единственно на Real Racing 3 был замечен регресс скорости. Причем не сразу – примерно через 2 минуты игры, когда трубка в очередной раз нагрелась, а фреймрейт несколько упал. Не очень серьезно, но на глаз изменение было заметно.