1 апреля в Корее появится новая компания Samsung Display co с уставным капиталом в 750 миллиардов корейских вон (около $666 миллионов). Корейский гигант Samsung Electronics выделил в отдельное подразделение бизнес по производству жидкокристаллических дисплеев.
Компания получит в собственность все производственные мощности Samsung по выпуску ЖК-матриц и готовых продуктов, патенты в этой области и другие активы. Samsung Display будет управляться независимо. Ее возглавит совет директоров, в котором из семи мест четыре будут занимать независимые директора.
Руководство Samsung Electronics не исключает, что в перспективе Samsung Display может быть усилена за счет слияния с Samsung Mobile Display и S-LCD, бывшим совместным предприятием корейцев с японской Sony. В конце прошлого года Samsung выкупила долю Sony в S-LCD за без малого триллион корейских вон. В случае всех предполагаемых слияний капитал Samsung Display может вырасти в 2.0-2.5 раза.
ЖК умирает, но не сдается
Основной причиной выделения ЖК-бизнесa в отдельную компанию является падение интереса покупателей к дисплеям этого типа. По прогнозам DisplaySearch мировой рынок ЖК-экранов к 2015 году сократится на 8% до $92 миллиардов. Те же аналитики заявляют, что продажи OLED к 2018 увеличатся до $20 миллиардов, однако эта цифра означает четырехкратный рост рынка. В прошлом году Samsung зафиксировала на ЖК-направлении убытки в размере порядка $600 миллионов.
Кризис в ЖК-отрасли начался не сегодня. Он развивался по мере того, как завершался переход с ЭЛТ-дисплеев на LCD в развитых странах, где можно было продавать новые мониторы с высокой маржой. На растущих рынках, где потребители не располагали большими ресурсами, компании должны были поддерживать низкую цену. Кроме того, на крупных производителей начали оказывать давление китайские фабрики, обеспечивавшие при невысоком качестве очень низкую цену. Таким образом, уже в 2006-2008 году производители ЖК-мониторов считали маржу в 8-10% большой удачей. Чаще всего они зарабатывали в 2-3 раза меньше. Именно в 2006 году Phillips избавилась от своей доли в совместном предприятии с другим корейским гигантом и LG Phillips Display стала называться просто LG Display.
Второе дыхание у ЖК-индустрии открылось после того, как появилась возможность производить тонкие панели с огромной диагональю, в том числе благодаря внедрению светодиодной подсветки. Теперь большой экран не занимал полкомнаты, как в случае с проекционными ТВ восьмидесятых, а в некоторых случаях вообще мог «слиться» со стеной. Так у LG есть ЖК-телевизор толщиной 5.9 мм, а у Samsung — 7.9 мм. Кроме того, LED-подсветка увеличила яркость ТВ-приемников, сделала их цвета более насыщенными, позволила снизить потребление энергии, которое в случае с большими диагоналями было немалым. По своим характеристикам они догнали плазменные панели, при этом цена осталась относительно невысокой. Потребители стали менять старые телевизоры на новые ЖК-панели с диагональю 30-70 дюймов. Именно на этой волне было создано совместное предприятие S-LCD, в которое вошли Samsung и Sony. Однако в этот раз процесс обновления шел еще быстрее, в том числе и благодаря пузырю, который надулся в экономике США к 2008 году.
После финансового кризиса 2008 года активность покупателей уже не могла быть прежней. Началось стремительное падение цен на большие ЖК-экраны. И снова доходность ЖК-бизнеса стала падать. Производители попробовали привлечь покупателей с помощью стереэффектов. Но 3D стоило дорого, развивалось медленно и начале прошлого года стало ясно, что третье измерение не придаст индустрии ускорения. Сегодня определенные надежды возлагаются на аутостерескопию. В таких телевизорах просмотр 3D-изображения не требует специальных очков, которые увеличивают стоимость ТВ. Но не стоит переоценивать их привлекательность. Вряд ли они породят потребительский бум на рынке стереоэкранов.
Ожидается, что в 2012 году японские производители электроники (Panasonic, Sony и Sharp) понесут на ТВ-рынке убытки в размере $17 миллиардов. Отчасти они обусловлены высоким курсом иены, но в большей степени стагнацией ТВ-рынка и высокой стоимостью производства в Японии. Так, Sony терпит убытки от своего ТВ-подразделения уже в течение 8 лет.
В целом можно ожидать, что крупные европейские и японские производители начнут уходить с ТВ-рынка. Так Phillips осень 2011 года фактически избавилась от телевизионного бизнеса. Он был передан совместному предприятию с TPV Technology, азиатской компанией, которая известная нам по бренду AOC. При этом Phillips в СП принадлежит только 30% акций. Еще в 2005 году TPV Technology приобрела у голландской компании производство компьютерных мониторов и плоских панелей. TPV Technology получила права на торговую марку Phillips и, скорее всего, сохранит ее на ТВ-рынке.
Samsung и LG также страдают от конкуренции со стороны китайских производителей. Но их шансы на успешное ведение бизнеса выше, чем у японцев или европейцев. Ведь в качестве главных конкурентов на премиум-рынке топ-менеджмент Sony называет именно Samsung.