Vendor or Supplier?
У Samsung есть еще один повод выделить ЖК-бизнес в отдельную компанию. Корейский гигант на рынке IT-товаров выступает в двух качествах: производителя конечных и поставщика комплектующих. Нередко он поставлял компоненты гаджетов своим конкурентам.
В течение всего 2011 года Apple и Samsung провели в суде. Apple обвинила корейцев в копировании дизайна iPad и iPhone и нарушении ряда патентов. Конечно, претензии Apple по поводу дизайна планшетов выглядят отчасти надуманными. Согласитесь, прямоугольную форму планшета нельзя назвать оригинальной инновацией. Но важно ни то, кто прав, а кто виноват, а как и почему два партнера поссорились.
Apple создала iPhone на базе комплектующих от Samsung. В первых поколениях смартфона работали чипы Samsung. Затем, когда Apple разработала свой чип, он также во многом базировался на варианте архитектуры ARM, адаптированном корейским производителем. Производство Apple A осуществлялось на фабриках Samsung. Таким образом, создавая новый смартфон, а затем планшет, Apple должна была работать в тесном партнерстве с Samsung, передавая ей все необходимые чертеж и спецификации на всех стадиях разработки нового гаджета.
Пока платформа Google Android была сырой, а главным аппаратным партнером Google выступала тайваньская HTC, Apple это мало беспокоило. Однако по мере становления Android Samsung начала не без участия Google выпускать премиум-смартфоны отличного качества, а затем и планшеты, которые во много превосходили продукцию Apple. Тут американцы призадумались, кому они передают документацию по новым продуктам за годы до их анонса. Своему прямому конкуренту.
Для Samsung это вылилось не только в судебные разбирательства, но и потерю части контрактов на поставку комплектующих для Apple. Так в iPhone 4S и iPad 2 компания перешла на оперативную память Elpida. Летом 2011 года в разгар судебных разбирательств в Сети появилась информация о том, что TSMC сделала для Apple пробную партию ее процессоров.
То есть американцы намерены отказаться от работы с Samsung вовсе или закупать у корейцев только флэш-память. Здесь Samsung может обеспечить нужные Apple объемы, качество и цену. Но флэш-память представляет собой стандартизированный продукт. Для поставки контроллеров Apple вовсе не обязательно делиться с партнером информацией об устройстве.
Таким образом, Samsung выгодно сделать так, чтобы производство комплектующих шло от имени формально независимой компании. Рассматривая OLED в качестве перспективного направления, Samsung не случайно сразу организовала производство мобильных дисплеев по этой технологии в рамках отдельной Samsung Mobile Display. Это позволяет избежать конфликта интересов.
Встречают по котировкам
Когда в 2011 году Apple стала самой дорогой компанией мира, ее финансовые результаты были хороши. Но на рынке присутствовали и более эффективные бизнесы. Например, доля чистой прибыли у Google была выше, чем у Apple.
Для хорошей капитализации на биржах важно не только быть эффективным, но еще нужна и большая выручка, а также как можно меньше убытков даже на отдельных направлениях. Samsung Electronics, выделив ЖК-бизнес, избавляется от потерь. Ее баланс будет чистым и красивым, что по идее будет способствовать росту акций.
Отправив ЖК-бизнес в свободное плавание, Samsung не собирается его продавать. Samsung Display получает все ресурсы для того, чтобы развивать направление, предлагать рынку новые продукты. Так два года назад корейская компания впервые показала прозрачные дисплеи. В 2011 году их вывели на рынок. И сегодня прозрачные 22-дюймовые ЖК-панели можно увидеть на улицах городов, где они используются в оформлении витрин, рекламе. В январе этого года компания наладила массовый выпуск 46-дюймовых панелей. Рынок прозрачных ЖК оценивается в $28.8 миллиарда к 2020 году. И здесь Samsung является первопроходцем.
Если, как ожидается, новую компанию объединят с Samsung Mobile Display, ее позиции усилятся еще сильнее. Дело в том, что Samsung Mobile Display владеет значительной долей интеллектуальной собственности Samsung, связанной с технологией OLED. Кроме того, компания является чуть ли не монополистом на рынке OLED.
Достаточно вспомнить 2010 год, когда из-за роста спроса на смартфоны Samsung, Samsung Mobile Display отказала HTC в поставках OLED-экранов, и тайваньский производитель был вынужден перевести смартфоны Desire и Legend на SuperLCD. Рынок AMOLED-дисплеев для мобильных устройств уже состоялся. В 2011 году Samsung представила смартфон Note с 5.3-дюймовым дисплеем и планшет Galaxy Tab 7.7 с 7.7-дюймовым экраном, выполненными по этой технологии.
Но главной проблемой для производителей OLED-устройств является создание недорогих панелей с большими диагоналями. Первый коммерческий OLED-телевизор Sony XEL-1 провалился в продаже: имея размер 11" он стоил более $2000. В 2012 году наметился определенный прорыв. Samsung и LG представили на CES 55-дюймовые OLED-телевизоры. Хотя цена устройств не официально не называлась, интернет-издания со ссылкой на источниках в компании пишут о том, что стоимость новинок составила бы $8000-8500. Неплохой прогресс, если учесть, что 31-дюймовый OLED-ТВ LG продается сейчас за $9200. Помимо увеличения диагонали, Samsung работает над гибкими OLED. У компании уже есть 4.5-дюймовый рабочий образец.
Добавив к Samsung Display и Samsung Mobile Display S-LCD, крупного производителя ЖК-панелей для телевизоров с большой диагональю, можно получить весьма солидное предприятие, которое имеет все шансы благополучно пережить миграцию с LCD на OLED и очень хорошо на этом заработать.
Ранее выход Phillips из совместного предприятия с LG не стал поводом для смерти LG Display. Компания развивается независимо от головной, работает над развитием технологий. Именно LG Display сделала IPS-панели доступными, именно она производит дисплеи Retina для Apple. Сегодня компания успешно котируется на биржах отдельно от LG.