Пожалуй, вряд ли кого-нибудь удивлю, если признаюсь, что принадлежу к давним поклонникам франшизы Call of Duty. Для меня все началось с первой части этого отличного экшена – затем была вторая, ну а третью, по причине ее появления лишь на консолях, пришлось пропустить. Впрочем, серьезно «подсел» на Call of Duty лишь после выхода Call of Duty 4: Modern Warfare, который совершил революцию в жанре сетевых экшенов. Полтора года активной игры на выделенных серверах, тысячи матчей, участие в составе клана на различных совернованиях… С пятой частью сериала серьезных отношений не сложилось – была пройдена лишь одиночная кампания. Ну а затем пришел он, Call of Duty: Modern Warfare 2 – игра, с которой за будущее не только сериала, но и сетевых экшенов стало немного страшно. Почему – ниже по тексту.
Call of Duty 4: Modern Warfare
После оглушительного успеха Modern Warfare издательство Activision почувствовало запах денег, от которого не мог устоять ни один более-менее крупный паблишер. Вместо того, чтобы предоставить полный карт-бланш разработчикам, издательство одело золотую оправу на франшизу Call of Duty и стало лезть в те дела, в которых разбиралось довольно слабо – в геймплей, в устройство сетевых баталий, в модель распространения. Случилось как всегда – хотели как лучше, получилось плохо. После весьма слабой Call of Duty: World At War (что, в общем-то неудивительно – делала игру не Infinity Ward, а «негры-чернорабочие» из Treyarch) пришло время Call of Duty: Modern Warfare 2 – игры, которая вполне могла удовлетворить всех, но так этого и не сделала.
Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, дало о себе знать вмешательство в ход разработки Activision. Во-вторых, заметно отклонились от курса сами разработчики – вместо привычных выделенных серверов, они отчего-то решили положиться на свой сервис IWnet, который предлагал весьма сомнительную matchmaking-систему. Будучи оптимальной для консолей, на персоналках она дала сбой – всевозможные баги и глюки были еще цветочками на фоне ягодок в виде далеко не идеального пинга у всех игроков. Наконец, последний гвозь в крышку гроба под названием «киберспортивный снаряд» забила интеграция Modern Warfare 2 в онлайновый сервис Steam – его преимущества меркли по сравнению с ворохом проблем, которые то и дело возникали у игроков.
Казалось бы, при таком раскладе Activision необходимо было срочно спасать франшизу, развязывая руки Infinity Ward. Однако этого не произошло. Наоборот, хорошие продажи Modern Warfare 2 (который большинство поклонников серии тут же окрестили «Modern Warfail») поспособствовали тому, что издатель переругался с разработчиками. Паблишер видел в франшизе лишь средство к обогащению, слышать не хотел об улучшении игры и настойчиво требовал выпуска платного загружаемого контента (DLC).
Конечно, Activision добилась поставленной перед разработчиками цели – на данный момент уже появилось два загружаемых дополнения, которые принесли издателю суммарную прибыль около $20 миллионов. Однако это дорогого стоило – Infinity Ward покинуло все ее руководство, а затем за ними ушли еще 38 сотрудников студии. Скандал, связанный с практически распадом Infinity Ward, тянет на отдельный материал – сейчас поговорим о вещах куда более прозаичных. А именно – о том, каким видит будущее конкретно Call of Duty и сетевых экшенов в общем один из крупнейших паблишеров в мире.
Бобби Котик
Глава Activision, Бобби Котик (Bobby Kotick) придерживается следующей точки зрения – игроки должны платить за развлечения регулярно, а не только за диск с игрой. В одном из своих последних высказываний Котик выразил крайнее негодование по поводу консолей и их сервисах. Речь, разумеется, о Xbox 360 и PlayStation 3. По его словам, чуть ли не 60% пользователей Xbox Live и PlayStation Network ежедневно используют сетевой сервис лишь для того, чтобы поиграть в мультиплеер Call of Duty. Прибыль от подписчиков сервисов остается лишь в карманах Microsoft и Sony, в то время как Activision не получает ни цента.
Именно поэтому Роберт Котик провозгласил скорое начало агрессивной политики против консолей – издательство планирует начать поддержку открытых платформ, таких как PC и Onlive. C последним сетевым сервисом Котик связывает большинство надежд, так как именно эта цифровая служба позволит работать издателям и разработчикам игр без посредников. По мнения босса Activision, самым оптимальным вариантом для издателей и игроков был бы следующий – купив диск с игрой, последние бы регулярно платили за Интернет и подписку на игру.
И такие намерения Activision не вызывают большого удивления – около 70% прибыли гигант Activision/Blizzard получает благодаря абонентской плате в World of Warcraft, чья аудитория на данный момент составляет около 11 миллионов игроков. На долю консолей приходится лишь 30% прибыли, так что выводы нетрудно сделать самостоятельно.
О чем мечтает Бобби Котик, ни для не секрет – в интервью изданию The Wall Street Journal на вопрос «что бы вы изменили в своей компании прямо сейчас, будь такая возможность?» он не раздумывая ответил – «сегодня бы запустил онлайновый сервис Call of Duty». Как говорится, комментарии излишни.