Человечество – удивительнейшее явление природы, способное поставить с ног на голову саму суть эволюции и прогресса. Как известно, лень – международный двигатель прогресса. Иногда складывается впечатление, что стремление человека к новым открытиям сводится не просто к облегчению работы, а полному сведению на нет приложению хотя бы минимальных, элементарных усилий.
Каким вы видите велосипед будущего? Наверное, это нечто с заоблачным качеством исполнения, передовыми материалами, эргономикой всех составляющих... Ан нет, все оказывается гораздо проще – достаточно просто разработать технологию, считывающую команды мозга для «удаленного» переключения передач. Японцев и американцев, участвующих в проекте Prius X Parlee, нельзя назвать излишне лениво-технологичными личностями. Они реализовали в концептуальной модели действительно оригинальную идею. Зато американские электронные СМИ прямо-таки обнажают особенности менталитета – им столь незначительной детали хватило для заголовков вроде «Велосипед будущего».
Впрочем, не буду заострять внимание на морально-физических аспектах. Перед нами результат труда компании Toyota и американского производителя Parlee Cycles, объединивших усилия в программе Prius Projects. Построенная система требует индивидуального подхода. Для начала ездоку придется «научить» велосипед распознавать мозговые волны, которые станут триггерами для переключения. Считывание происходит благодаря специальному шлему и плоской электронной конструкции на спине велосипедиста.
За непосредственный контакт отвечает экспериментально приложение iPhone, в нем ездок настраивает зону, где и будет происходить распознавание сигналов. И снова американский восторг: «Это настоящее волшебство». Как будто никто и не разрабатывает действующие модели тех же роботизированных кистей, выполняющих команды по мысленному повелению.
Как бы то ни было, перед нами всего один пример из поддерживаемой программы инноваций, призванной сделать велосипеды более «рентабельными». В конце-концов идея ведь недурная, было бы интересно узреть ее реализацию на «повседневных» моделях. Пока же приведенная конструкция системы кажется неоправданно громоздкой, требуя и обязательное наличие спецшлема, и «рюкзачка» за спиной. Думается, что в по-настоящему передовом варианте разработчикам удастся сократить требуемое оборудование до размеров какой-нибудь Bluetooth-гарнитуры.