Содержание
- Технологии виртуальной реальности
- Очки
- Шлем VR HeadSet RIEM 2
- Виртуальная реальность на Android
- Виртуальная реальность на iOS
- Резюме
Начиная наш разговор о виртуальной реальности, нельзя не упомянуть такие культовые картины, как «Джонни Мнемоник» и «Газонокосильщик». Технические достижения, показанные в них, были настоящей фантастикой в свое время. И даже сейчас, несмотря на рывок технологий, виртуальный мир все еще далек от обычной «рабочей среды» Мнемоника.
Тем не менее, прогресс имеется, и весьма заметный. В качестве примера можно вспомнить известное устройство Oculus Rift. Возможно, многие из вас видели его в действии в связке с дополнительными контроллерами, позволяющими бегать по миру Fallout 4. К сожалению, такое решение пока что доступно не каждому: слишком высока стоимость полного набора, в который также следует включить мощный компьютер. Да и сам «пробег» лишь играет роль демонстрации.
Более доступным примером можно назвать очки виртуальной реальности. Поставщиком контента в них является смартфон, что позволяет не учитывать стоимость компьютера при покупке комплекта. Правда, сравнивать результаты работы двух устройств – это все равно, что сравнить встроенную и дискретную видеокарты. Однако общее представление о виртуальной реальности можно получить и таким образом.
Итак, в данном обзоре мы будем говорить о самом простом способе попасть в нарисованный мир. В этом нам поможет смартфон под управлением Android в связке со шлемом, а точнее – с очками виртуальной реальности VR HeadSet RIEM 2. Также уделим внимание программной части, благо приложений в магазине Play Market более чем достаточно.
Технологии виртуальной реальности
Для начала разделим компьютерные реальности на дополненную и виртуальную. Дополненная реальность является своеобразным гибридом: на настоящую картинку, получаемую при помощи камер, накладываются дополнительные элементы. Так, каждый владелец смартфона может установить специальное приложение для камеры и увидеть на экране телефона «живых» динозавров, разгуливающих по столу. Другой пример, уже привычный - цветные линии, которые используют при показе спортивных передач для обозначения лидирующих спортсменов.
Дополненная реальность не является предметом данной статьи, хотя к этому разговору мы обязательно вернемся. Пока что хочется отметить, что у технологии очень большое будущее с самыми разнообразными вариантами применения. Кстати, над одним из них работает Microsoft – на данный момент продукт известен как HoloLens.
Теперь к нашей главной теме – виртуальной реальности. Если говорить сухим языком известной энциклопедии, 3D виртуальная реальность является искусственной реальностью, которая при помощи технических средств влияет на ощущения человека. За примером далеко ходить не надо. Простейший аттракцион парка отдыха в виде экрана с динамиками, руля, двигающегося кресла и программы-симулятора гоночного автомобиля уже можно назвать системой виртуальной реальности. Пусть примитивной, грубой, но все же работоспособной.
В основе современной технологии виртуальной реальности, о которой мы будем говорить, лежит давно изученный эффект стереоскопии. Говоря предельно упрощенно, видеоряд формируется двумя отдельными изображениями для правого и левого глаза, в результате чего наш мозг воспринимает плоскую картинку как объемную. Этот же эффект используется и в стереокинематографе, но для его достижения необходимы специальные очки.
В результате рецепт «как смотреть виртуальную реальность» относительно прост. Во-первых, это один, а лучше два экрана, изображение с которых должно охватывать все поле зрения и быть достаточно четким. Во-вторых – звук. Но самое главное заключается в реакции виртуальной реальности на ваше воздействие, иными словами – в возможности «осматриваться» вокруг себя, поворачивая голову. Это достигается набором датчиков, размещенных как на самом устройстве, так и в помещении.
Очки виртуальной реальности
Самым известным устройством, обеспечивающим доступ в виртуальную реальность, является Oculus Rift. Первые модели были оснащены только одним экраном размером от 5,6 до 7 дюймов.
Однако так как экран должен одновременно показывать сразу два изображения для правого и левого глаза соответственно, то каждый на глаз приходилось в лучшем случае половина разрешения всего экрана. Поэтому следующим этапом является разработка очков с двумя 4K-экранами.
В настоящее время для предзаказа доступна первая потребительская модель Oculus Rift Consumer Version (CV1). Очки оснащены OLED экраном разрешением 2K, то есть 2160?1200 пикселей или условно говоря 1K для каждого глаза. Стоимость комплекта составляет порядка $600 на момент обзора, при этом очередь на получение устройства растянулась до лета 2016 года.
Конкурентом Oculus Rift стали представленные в начале 2016 года очки HTC Vive. Это совместный проект компаний HTC и Valve - известного разработчика игр Half-Life и Counter-Strike, а также сервиса Steam. Как и Oculus Rift, очки оснащены дисплеем с 2160x1200 пикселей и частотой обновления 90 Гц. Компания HTC утверждает, что за первые 10 минут после открытия предзаказа было получено больше 15 тысяч оплаченных заявок.
Однако следует помнить, что подобные очки виртуальной реальности – это всего лишь экран с набором датчиков. Поставщиком изображения является компьютер, и в силу игровой направленности устройства требования к нему высоки. Так, для полноценного использования Oculus Rift понадобится «машина» с эквивалентом Intel Core i5-4590, видеокартой NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 и 8 Гбайт оперативной памяти. Аналогичные требования предъявляются и к Vive, и это только минимально необходимый набор.
Второй вариант как сделать виртуальную реальность – очки с возможностью установки смартфона или планшета. По сути, очки являются лишь внешней оболочкой, корпусом с парой линз безо всякой начинки, тогда как за все остальное отвечает смартфон. В принципе, сравнение таких очков и даже первых моделей Oculus Rift выглядит как сравнение автомобиля-мотоколяски из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и автомобиля бизнес-класса. Однако некоторое представление о виртуальной реальности можно получить и таким недорогим способом.
Арсенал таких устройств весьма велик, китайские магазины буквально изобилуют различными предложениями, как простейшими, так и навороченными. Однако суть таких очков все та же: удобный футляр-перегородка для смартфона. Более того, для этих целей вполне подойдет лист обычного картона, сложенный особым образом и дополненный линзами – все, погружаться в мир виртуальной реальности можно без лишних сложностей.
Это было доказано разработчиками компании Google, которые в 2014 году представили свой проект Google Cardboard – шлем, собранный из картона, линз и липучек для крепления на голове. А при желании сэкономить еще больше вы можете купить набор из линз и креплений в одном из китайских магазинов, а корпус очков вырезать и собрать из картона по схемам, которых полно в сети.
Есть и более серьезные варианты, например, Samsung Gear VR. Эти очки снабжены хорошей оптикой с большим набором регулировок, включая коррекцию линз под разное зрение. Из минусов – такие очки поддерживают довольно скромный набор смартфонов Samsung Galaxy S6 и S6 edge, Galaxy Note 5 и edge+. Ограничение понятно – эти смартфоны оснащены экранами с высоким разрешением, что позволяет получить более качественную объемную картинку.