Boeing, наконец, завершил свой самый главный долгострой — 787 Dreamliner. Огромный пассажирский лайнер нового поколения отправится первому заказчику японской авиакомпании All Nippon Airways. Событие, безусловно, радостное для самой Boeing, для авиакомпаний, для любителей авиации и просто техногиков.
Dreamliner, конечно, заслуживает восхищения. По утверждению производителя он на 20% экономичнее любого другого самолета. Это первый лайнер, который почти на половину построен не из металла, а композитных материалов, что обеспечивает меньший вес и, соответственно, экономию горючего. Кстати, 15% корпуса машины сделано из титана, который поставляют российские предприятия. Самолет оснащен новейшей электронной системой контроля технического состояния, которая постоянно поддерживает связь с землей. Правда, в этой бочке меда найдется место для нескольких ложек дегтя.
Ожидание длинною почти что в в вечность
Dreamliner должен был взлететь еще в 2007 году, а принять на борт первого пассажира в 2008 году. Но лишь в декабре 2009 года лайнер совершил первый полет. Заказчикам пришлось ждать машину еще без малого два года. Кстати, за это время их накопилось не мало. У Boeing уже накопились заказы на 677 самолетов. Российский «Аэрофлот» приобретет 20 таких самолетов. С одной стороны это хороший показатель, но мы ведь помним, что он соответствует задержке в три с лишним года. Причем ждать удовлетворения заказов им придется еще долго. С 2013 года Boeing будет производить по 10 самолетов в месяц. Таким образом, очередь на лайнеры закончится только через 7-8 лет. Сейчас компания выпускает в среднем 2.5 самолета в месяц. Учитывая, что на разработку самолета было потрачено более $10 миллиардов, прибыль он начнет приносить еще нескоро.
На стадии создания Dreamliner заслужил репутацию невезучего. Сначала первый полет перенесли на несколько месяцев из-за проблем с интеграцией различных систем лайнера, в том числе программного обеспечения. Затем возникли проблемы с поставками комплектующих. Еще 57 дней украла забастовка рабочих, из-за которой снова возникла проблема с компонентами.
После первого полета у Dreamliner обнаружились проблемы, которые потребовали дополнительного времени для решения. Терпение заказчиков было на исходе. В августе 2010 года индийская Air India потребовала от Boeing компенсацию в $840 миллионов за срыв сроков поставки самолета. Компании пришлось вести переговоры с другими заказчиками, в том числе и снижая цену.
Наконец уже в конце 2010 года во время испытательного полета в самолете случился пожар. Но сегодня все неурядицы уже позади.
Идеал комфорта
Boeing 787 Dreamliner будет поставляться в трех вариантах: 787-3, 787-8 и 787-9. All Nippon Airways получила самый дешевый и вместительный вариант самолета 787-3. Он может перевозить 296 пассажиров на расстояние до 6500 километров. Его цена около $150 миллионов.
Boeing 787-8 вмещает до 250 пассажиров. Дальность полета достигает 15 700 км. Его стоимость около $160 миллионов. Boeing 787-9 — самолет на 290 пассажиров с дальностью полета большей, чем у 787-8. Его цена — около $200 миллионов.
Самолет буквально напичкан высокими технологиями. Главным новшеством, конечно, является использование композитных материалов. Наряду со снижением веса и экономией топлива, это дает и другие бонусы. Так появилась возможность увеличить размер иллюминаторов на 65%, что, конечно же, оценят пассажиры. Кстати, сами иллюминаторы имеют электрохромные стекла, выполненные по новой корейской технологии. В самолете не будет шторок. Стекла будут сами затемняться по нажатию кнопки.
В самолете использована светодиодная система освещения. Она позволяет настраивать его интенсивность отдельно для каждой зоны. Кроме того, свет будет включаться не мгновенно, а нарастать постепенно, что должно обеспечить более комфортное пробуждение пассажиров, уснувших во время длительного перелета.
Boeing позаботилась о комфортном сне, не только вложившись в дизайн салона. Компьютерная система сможет оперативно подавлять последствия попадания самолета в турбулентности. В целом полет должен стать более гладким.
Не обошлось и без модных гаджетов. Каждое сидение в салоне будет оборудовано ЖК-дисплеем. По слухам, поставку осуществляется Panasonic. При этом в салоне первого класса дисплеи будут обычными, но с управлением жестами — большое расстояние между креслами делает затруднительным сенсорное управление. В эконом-классе, наоборот будут вмонтированные индивидуальные сенсорные экраны. В качестве операционной системы для внутреннего «пассажирского» сервиса выбрана Google Android. Учитывая, что путешествие через Атлантику будет занимать те же 8-10 часов, что и раньше, то игры и другие мультимедийные сервисы помогут скоротать время.
Конкуренты
Boeing 787 Dreamliner часто противопоставляют Airbus A380, который летает уже четыре года. Это неверно. Самолеты относятся с совершенно разным классам. Единственное, что их объединяет — экономичность по сравнению с аналогами, а также возможность летать на 15 и более тысяч километров. Boeing 787 Dreamliner является прямым конкурентом Airbus A330. В свою очередь Airbus A380 выступает альтернативой Boeing 747-400.
Boeing 787 Dreamliner, безусловно, получит признание пассажиров, пилотов и авиакомпаний. Правда, открытой остается цена вопроса. Сегодня на рынке авиаперевозок тон во много задают дешевые авиакомпании. Стоит ли комфорт Dreamliner пары сотен евро? Например, буквально на днях приобрел билет туда-обратно из Вильнюса в Бремен. Два перелета обойдутся мне всего в 35 евро. За эти деньги даже не доедешь поездом из Москвы, например, в Минск в один конец.