Большой OLED
C OLED больших диагоналей все намного сложнее. Тут получается замкнутый круг. Мы не можем увеличить объемы производства, пока на OLED с большой диагональю не будет высокого спроса, а высокого спроса не будет из-за того, что подобные устройства слишком дороги в сравнении с ЖК или плазмой. Инвестировать волевым усилием в производство OLED больших диагоналей слишком дорого. Кроме того, пока техпроцесс достаточно отлажен, чтобы обеспечивать более-менее массовое производство OLED диагональю 10-15 дюймов. При больших размерах достаточно высок процент брака. Одна из самых главных проблем – равномерное нанесение светоизлучающего слоя. Там, где он окажется толще, яркость экрана будет выше. В случае с малыми диагоналями эта проблема не столь существенна. Но при больших выходит на первый план. Компании экспериментируют с различными приемами: от вакуумного напыления, до струйной печати, аналогичной той, которая используется в принтерах. Специальные «чернила» для второго способа летом 2009 года продемонстрировала компания DuPont.
Производители уже научились создавать демонстрационные образцы с большими диагоналями. В 2007 году Sony показала прототип с диагональю 27 дюймов, в 2008 Samsung освоила 31 дюйм, в 2009 Mitsubishi – 155-дюймовый. Правда, компания слукавила, сшив его более чем из 3000 панелей размером 96х96 мм. Пока наиболее крупные цельные OLED-дисплеи имеют диагонали 40-50 дюймов.
Что вы выберите: Sony XEL-1 диагональю 11 дюймов за $2000-2500 (сейчас $1744) или 40-46-дюймовый Samsung/LG со светодиодной подсветкой за те же деньги? Думается, что ответ очевиден. Вот поэтому OLED на ноутбуках, в компьютерных мониторах и телевизорах представлен пока только прототипами. Sony попала в тот самый замкнутый круг. Компания запустила линию с мощностью 2000 штук в месяц, а смогла продать столько только за год.
Конечно же, свою роль сыграл и экономический кризис. В богатом 2008 году на выставках компании то и дело анонсировали массовое производство и продажи OLED-телевизоров с диагоналями 15-20 дюймов в начале 2009. Но после начала рецессии стало понятно, что покупателей у таких устройств нет. Лишь Sony сдержала свое обещание и, похоже, потеряла на XEL-1 немалые деньги. Так что и в течение 2009 года интерес к технологии поддерживался исключительно анонсами. LG пообещала 15-дюймовый телевизор, но также не спешит с началом продаж, так как устройство все равно стоит около $2000, что делает его фактически неконкурентоспособным. Лишь очень богатые поклонники хай-тека могут позволить себе такие игрушки, но они не в состоянии сделать объемов.
Но не все так плохо у OLED. Пока компании рассчитывают продвинуть его в мире больших диагоналей с помощью телевизионного оборудования, но, возможно, более эффективным будет установка прогрессивных экранов в планшетах, ноутбуках и другой технике.
Прототип гнущегося ноутбука ASUS с двумя OLED-дисплеями
Например, в этом году Samsung продемонстрировала на CES 14-дюймовый ноутбук с прозрачным экраном. Игрушка интересная и может найти применение в сфере обслуживания. Ведь контакт улучшается, когда вы видите человека целиком, а он не прячется за экраном. LG предлагает телефоны с прозрачным дисплеем. Человеку необходимо опробовать и привыкнуть к OLED, не платя за это тысячи долларов.
Перспективы OLED
Сегодня основными производителями OLED являются Samsung, LG, Sony, DuPont, Anwell, Chi Mei Corporation. Рано или поздно проблемы OLED будут решены. Компании не спешат вкладывать в производственные линии, но не стесняются в инвестициях в исследования.
Да и с объемами все налаживается. В этом году в планах Samsung выпустить 8 миллионов AMOLED-матриц.
OLED станет главной экранной технологией второго десятилетия XXI века. Она вписывается и в новые тренды. В октябре 2008 года Sony опубликовала исследование, проведенное совместно с институтом Макса Планка. Согласно ему именно OLED является наиболее перспективной технологией для построения трехмерной картинки. Учитывая основной тренд в кинопроизводстве, наметившийся в конце 2009 года с выходом «Аватара» это особенно актуально. Сегодня трехмерный эффект создается за счет попеременной демонстрации картинки для правого и левого глаза, которая затем складывается в стереизображение, благодаря специальным очкам и инерции человеческого зрения. Многослойный TOLED вполне может создать не иллюзорную, а действительно трехмерную картинку. Но все это пока в будущем.
40-дюймовый прототип Samsung
Пока же необходимо решить главную проблему – проблему доступности OLED с большими диагоналями. Если сегодня уже трудно представить хай-энд смартфон без дисплея AMOLED, то с большими диагоналями все иначе. ЖК постоянно совершенствуется. У OLED появляется сильный конкурент в виде дешевых вариантов матриц *VA или IPS. Например, 22-23 дюймовый монитор на E-IPS сегодня можно купить за $400-500. Отличную цветопередачу можно получить буквально даром. Что касается менее требовательных пользователей, то они вполне довольны ЖК-матрицами со светодиодной подсветкой: картинка получается яркой и контрастной, кажется, что даже цветопередача у TN-Film стала нормальной. Кроме того, такая подсветка экономичнее, чем лампы.
Конечно, хочется, чтобы OLED стал сразу массовым. Но, скорее всего, этого не случится. В ближайшие годы большие диагонали будут очень дороги. OLED займет нишу плазменных панелей. При сравнимой стоимости, дисплеи на органических светодиодах обладают большей яркостью, временем работы, да и проще конструктивно.
Как бы то ни было, OLED придется оставаться «перспективной» технологией еще 2-3 года минимум. Причем многое здесь зависит от общего состояния мировой экономики. Чем быстрее вернутся «жирные» годы, тем раньше OLED станет массовым.
Впрочем, в случае с данной технологией грех жаловаться. Мы имеем рынок и индустрию OLED, пусть только и сегменте мобильных устройств, примерно через 50-60 лет после открытия электрофлуоресценции некоторых органических соединений. У ЖК путь до первого прототипа занял на 2-3 десятилетия больше.
Но самое интересное, что когда OLED все же заменит жидкие кристаллы, большинство это и не заметит. Разница между экранами на основе ЭЛТ-трубок и ЖК-дисплеями видна невооруженным глазом, тогда как OLED просто «чуточку» тоньше. Для многих потребителей это станет лишь «еще одной умной аббревиатурой, призванной вытянуть лишний рубль из кошелька». Так оно, по сути, и есть. С другой стороны, аргументация «в 5 раз компактнее, чем старые телевизоры» уже не пройдет. Закупившись ЖК-панелями обыватели приобретут что-нибудь на базе OLED только тогда, когда придет время (или появится желание) обновить свой телевизор, монитор, ноутбук, телефон.