Преимущества и недостатки OLED
Итак, подытожим преимущества OLED.
- OLED светятся сами по себе. Нет нужды в лампе подсветки, экономится энергия, а картинка получается яркой. Яркость может превышать 100 000 кд/м2, хотя в реальных приложениях будут использоваться меньшие значения.
- В состоянии покоя OLED не излучают света вообще. Ни одна, даже самая совершенная ячейка с жидкими кристаллами не способна настолько поляризовать свет. Здесь он просто не излучается. Соответственно мы получаем высокую контрастность 1000000:1 и «чистый» черный цвет. Заметим, речь идет не о динамической контрастности, которой любят щеголять производители ЖК-мониторов.
- OLED – дисплей, фактически состоящий из множества маленьких лампочек. Что быстрее включить выключить светильник или закрыть его светофильтром? Конечно же, нажать на кнопку. Так и с OLED. Время отклика здесь не имеет значения: у ЖК оно измеряется в миллисекундах, у OLED – в микро-. То есть разница на три порядка.
- OLED не нужны лампы подсветки, защитные стекла и прочее. Достаточно двух тонких пластин стекла, между которыми заключен микроскопический слой светодиодов. Соответственно OLED тоньше ЖК, плазмы и других экранов. Сегодня серийно выпускают дисплеи толщиной 0.2 мм, но это, наверное, еще не предел.
- Лампочки, в отличие от жидких кристаллов не замерзают. Поэтому OLED обладает более широким диапазоном рабочих температур.
- Наконец, в OLED мы смотрим на элементы, излучающие свет, а не на светофильтры. Потому данный тип дисплея имеет углы обзора в 180 градусов.
Но есть у OLED и недостатки.
- Первый и самый существенный: оказалось, что время жизни органики, излучающей свет, находится в прямой зависимости от длины волны. Красные и зеленые OLED могут работать десятки тысяч часов. Рекорд для синего OLED – 17.5 часов. При этом он не «ломается» внезапно, а постепенно деградирует, причем делает это быстрее других. Таким образом, уже через 5000 часов службы мы теряем качество цветопередачи. Дисплей начинает заваливаться в один из цветов.
- Второй и не менее существенный – это сама органика. Материалы, используемые для создания OLED, активно контактируют с водой: разбухают, окисляются и т.д. Необходима крайне надежная герметизация. Естественно, что удары и падения таким экранам противопоказаны.
- Третий недостаток кроется в том, что каждый диод представляет собой источник света. В зависимости от картинки, отдельные элементы матрицы излучают с разной интенсивностью. Их износ не равномерен. Так что возможны случай, когда в OLED будут выгорать отдельные пиксели.
- Ну и, наконец, цена. Производство OLED, особенно больших диагоналей, крайне дорого. Если на мобильном рынке с этим еще можно мириться, да и объемы уже позволили снизить стоимость до приемлемого уровня, то диагонали больше 10 дюймов еще проблема. Показателен пример первого OLED-телевизора Sony XEL-1. 11-дюймовый телевизор прекратили продавать в Японии. Он останется только на рынках Европы и США, куда его вывели довольно недавно. За год огромной Sony удалось продать чуть больше 2000 телевизоров стоимостью $2.5 тысячи.
OLED обладает неоспоримыми достоинствами по сравнению в ЖК, плазмой и электронной бумаги. Он дает возможность делать прозрачные табло, гибкие экраны и многие другие фантастические вещи. Однако OLED это все еще слишком дороги. Но и тут технологии удалось покорить ряд рынков.
Мобильный OLED
Если посмотреть на спецификацию наиболее громких мобильных новинок прошлого года, то обнаружится, что более половины интересных устройств в качестве технологии экрана используют AMOLED. Google Nexus One, телефоны HTC, Nokia, Samsung и LG, фотоаппараты Canon и Samsung, плеер Microsoft Zune HD.
Современное мобильное устройство это прежде всего широкий набор функций, относительно небольшой вес и большое время автономной работы. OLED здесь является идеальным решением. Такой дисплей очень тонкий, ему не нужна лампа подсветки. Значит можно либо сделать устройство минимальной толщины, либо в освободившееся место поместить еще пару модулей и таким образом расширить набор доступных функций. OLED экономичен. Соответственно, стандартного аккумулятора хватит на пару лишних часов работы. Наконец, OLED очень яркий, а, значит, он не так тускнеет на ярком солнце. Да и просто красивые цвета – лишние баллы в пользу потребительского выбора.
Проблему большой себестоимости также удалось решить. За счет инвестиций. Во-первых, OLED-дисплей диагональю 2-5 дюймов дорог лишь относительно. Его абсолютная себестоимость все-таки невелика. Например, 3.0-дюймовый ЖК стоит $5, такой же OLED – $10. C одной стороны в два раза дороже, но с другой – $10 все равно не дорого. Поэтому производители смогли инвестировать достаточно большие деньги в организацию массового выпуска AMOLED небольших диагоналей. Учитывая огромный рынок, окупаемость новых фабрик должна наступить довольно быстро. За счет больших объемов выпуска есть возможность снижать цену. Да и для производителя смартфона или другого портативного устройства увеличение себестоимости аппарата на $10-20 некритично. Покупатель с удовольствием заплатит эти деньги за более качественный экран. Кроме того, в среднем время использования дисплея в мобильных гаджетах составляет 1000-5000 часов, в зависимости от типа устройства. Скорее аппарат «умрет» или потребитель его выбросит, чем станет заметной деградация OLED-дисплея.
Именно так поступила Samsung. Корейская компания сегодня является лидером в производстве AMOLED малых диагоналей, создав весьма успешный бизнес. По оценке DisplaySearch, сейчас Samsung Mobile Display принадлежит 37% рынка OLED-экранов. Правда, он пока мал. В докризисном 2008 году объемы продаж составили $600 миллионов. Но к 2015 эксперты обещают $5.5 миллиарда. В 2009 году LG инвестировала в разработки на этом направлении $7.0 миллиардов. Можете представить, когда инвестиции корейцев окупятся!
Super AMOLED – первые образцы
Перспективы AMOLED здесь самые красочные. Возможность делать гибкие дисплеи на базе OLED позволила Samsung создать прогрессивный сенсорный Super AMOLED, показанный в этом году на Всемирном мобильном конгрессе (MWC 2010). До сих пор сенсорные экраны делались путем расположения поверх ЖК-матрицы слоя, чувствительного к прикосновениям. Нередко экраны из-за этого тускнели, а изображение слегка размывалось. Да и толщина дисплея увеличивалась. Корейцам удалось встроить сенсорную пленку в сам дисплей: толщина уменьшилась, а яркость осталась прежней. О начале производства таких AMOLED было объявлено в феврале этого года. Так что уже к концу года можно ожидать сверхтонкие сенсорные устройства.
В 2009 году по данным iSuppli в мире было продано 22.2 миллиона мобильных OLED-дисплеев. Неплохой тираж для многострадальной технологии.