Динамики
Колонка Microlab Solo 7C со снятой сеткой
Сетка от Microlab Solo 7C
В Solo 7C, как уже упоминалось, два 6.5-дюймовых (НЧ и НЧ-СЧ соответственно) и один ВЧ-динамик с тканевым куполом. Интересно проследить, как это обозначают в своих прайс-листах продавцы данной акустики. Одни, не особенно себя утруждая, пишут, что Solo 7C – трехполосные, банально посчитав количество динамиков. Другие все же читают официальные данные и пишут – две полосы.
На самом деле все не совсем так. В Solo 7C применен достаточно редко использующийся в мультимедийных АС способ подключения динамиков в так называемые «две с половиной полосы». Суть этого подключения состоит в том, что НЧ-динамик отыгрывает положенные ему частоты с самого «низа» и до определенной границы (например, до 300 Гц). СЧ-динамик воспроизводит положенные ему частоты, скажем, до 5 кГц, но на подаваемом на него сигнале не отфильтровываются «низы», и СЧ-динамик вынужден играть также и бас, насколько сможет. Поскольку примененные в Solo 7C НЧ и НЧ-СЧ динамики абсолютно идентичны (равно как и их акустическое оформление), нижнюю границу воспроизведения оба динамика имеют одинаковую, но при этом НЧ-СЧ-динамик вынужден также отыгрывать и средние частоты.
6.5-дюймовый динамик колонки Microlab Solo 7C
Проверить это предположение пришлось следующим образом – потребовалось демонтировать плату пассивных фильтров (которые обеспечивают разделение сигнала с усилителя по всем трем динамикам в каждой колонке), срисовать его схему, определить типы примененных фильтров для каждой полосы и посчитать частоты среза сигнала для НЧ и НЧ-СЧ-динамиков.
Фильтры Microlab Solo 7C
Неприятно удивило явное несоответствие рекламного обещания из инструкции по эксплуатации и увиденного. Инструкция обещает, что сигнал на НЧ-динамик «…делится разделительным фильтром высокого порядка, что позволяет подавать на него именно низкочастотную составляющую…». В действительности фильтр НЧ-динамика – простейший фильтр первого, то есть самого низкого порядка (один реактивный элемент, катушка индуктивности), который при индуктивности в 4.87 мГн обеспечивает частоту среза около 230 Гц.
В свою очередь НЧ-СЧ-динамик, как и предполагалось, не имеет ограничений частоты «снизу» и снабжен фильтром второго порядка, обеспечивающим по нашим расчетам частоту среза около 1500 Гц (фильтр Чебышева).
Несколько слов о фильтрах. Конструктивное их исполнение ориентировано на максимальное удешевление, ибо только ради уменьшения расходов можно мотать катушки индуктивности на металлических сердечниках (кроме фильтра ВЧ-динамика, там катушка имеет, как и положено, фильтр на воздушном сердечнике) и применять электролитические конденсаторы. С точки зрения качества звука – это совсем не идеальный вариант, но что есть, то есть.
Продолжая о динамиках. «Уникальные динамики» от П. Ларсена при ближайшем ощупывании обладают:
- довольно жестким полипропиленовым диффузором (что позволяет надеяться на минимум искажений при высокой подводимой мощности). Вместо пылезащитного колпачка на диффузоре применена пластиковая «пуля», видимо, призванная увеличить жесткость диффузора;
- обычной металлической штампованной корзиной (диффузородержателем);
- магнитным экранированием (позволяющим устанавливать колонки в непосредственной близости к ЭЛТ-мониторам или телевизорам);
- нешироким резиновым подвесом;
- 8-омными звуковыми катушками, что благотворно скажется на способности усилителя «контролировать» динамик;
- собственной резонансной частотой в 70 Гц, что для такого размера динамиков является неплохим показателем и позволяет примерно оценить нижнюю границу отыгрываемого этим динамиком звукового диапазона.
В целом конструкция динамиков не особенно отличается от типовой, применяемой как в дешевых, так и в более дорогих динамиках такого типа. Разве что жесткость диффузора увеличена.
НЧ-СЧ-динамик Microlab Solo 7C
Акустическое оформление как НЧ, так и НЧ-СЧ-динамика, одинаковое – фазоинвертор. Позволяя, с одной стороны, добиться более низкой частоты воспроизведения звука, с другой стороны такая конструкция при неверных расчетах и исполнении способна существенно его испортить. Как эта система реализована в Solo 7C будет ясно при прослушивании, хотя уже сейчас можно предположить по имеющемуся выше графику АЧХ, что фазоинвертор настроен выше резонансной частоты динамиков и образует «горб» на частотах 90-120 Гц, т.е. на типичном «попсово-долбильном» диапазоне. Хотя, с другой стороны, это позволяет говорить об отсутствии существенных временных задержек НЧ-сигнала по отношению к иным частотам.
Боксы как для НЧ, так и для НЧ-СЧ-динамика не содержат никакого звукопоглощающего материала, что даст, с одной стороны, более быстрое реагирование на сигнал и более четкую его проработку, однако с другой стороны никак не скроет (наоборот – подчеркнет) любую неравномерность АЧХ на средних частотах.
Высокочастотный динамик Microlab Solo 7C
Высокочастотный динамик имеет 1-дюймовую катушку и купол из ткани, предположительно – шелка. Такая конструкция при правильном исполнении дает ровное, приятное и мягкое звучание, однако не в состоянии отыграть самые высокие частоты (обычно выше 18 кГц). Как правило, на этот недостаток закрывают глаза, поскольку большинство музыкального материала не поднимается по частоте выше этих самых 18 кГц.
Пульт дистанционного управления
Пульт ДУ от Microlab Solo 7C
Стильный плоский пульт удобно лежит в руке и позволяет регулировать громкость (дублирующая эту функцию ручка расположена на той же пластине, на которой крепится усилитель), уровень высоких и низких частот, приглушать звук (Mute) и выбирать один из двух имеющихся входов сигнала (PC и AUX). Дальность у пульта небольшая, около трех метров, но для среднестатистической комнаты в квартире вполне достаточно.
Индикатор на Microlab Solo 7C
На передней панели колонки, в которой расположен усилитель, в нижнем правом углу расположен приемник ИК-сигнала от пульта и небольшое, но хорошо заметное табло, отображающее текущий уровень громкости. При переключении с пульта уровня высоких или низких частот табло отображает эти цифры (предел регулирования от -8 до +8 единиц как для ВЧ, так и для НЧ), при приглушении звука показывает прочерки, при выборе источника сигнала пишет, соответственно, «PC» и «AU» (написать «AUX» полностью табло не хватает разрядов). Через несколько секунд после регулировки второстепенных установок табло возвращается к отображению текущего уровня звука.
В общем и целом – функция дистанционного регулирования, конечно, полезная, особенно для тех, кто любит смотреть фильмы на компьютере, лежа на диване, или собирается использовать Solo 7C в связке с телевизором. Однако за такое удовольствие придется заплатить на $20 больше по сравнению с аналогичной АС без ПДУ (Solo 7).
***
Подводя перед прослушиванием итоги всем перечисленным особенностям конструкции Solo 7C, давайте обобщим некоторые характеристики, важные для звучания:
- жесткость и вес АС предполагают отсутствие собственных призвуков корпусов АС;
- мощность АС будет невелика;
- реальный частотный диапазон АС вовсе не 50 Гц – 31 кГц, а гораздо меньше;
- примененные пассивные фильтры имеют элементы, способные значительно исказить итоговую АЧХ системы;
- система имеет «горб» АЧХ в районе 90-120 Гц, заметный спад в районе 3 кГц, а также подъем в районе 15 кГц, которые теоретически должен зафиксировать наш слух. Как видно из графика, заявленная неравномерность звукового сигнала +/- 3 дБ на всем звуковом диапазоне также не соблюдается.