Анализируя современный рынок недорогих и в то же время функциональных биллинг-систем можно прийти к выводу, что по-настоящему стоящих внимания продуктов достаточно мало. Одним из хороших решений типа "все в одном" можно выделить разработку компании Смарт-Софт Traffic Inspector. Будучи стабильным, функциональным и в то же время недорогим решением этот биллинг завоевал уже тысячи поклонников.
Тарифные планы
Тарифные планы в Traffic Inspector представляются в виде так называемых групп. То есть группа, в которую добавляются новые пользователи, описывают цену трафика, скорость и другие параметры. В случае необходимости, любого пользователя можно переместить в другую группу, при этом его баланс будет пересчитан в соответствии с новой ценой трафика и настройками.
Такая схема работы показалась нам несколько странной, так как при желании снизить цену трафика для какого-либо пользователя и перебрасывании его в "льготную" группу обнаруживаем серьезное увеличение его баланса. По логике вещей предполагается, что вместо пересчета всего трафика по новым ценам по ним будет считаться только новый. Что двигало разработчиков при реализации подобной схемы непонятно, так как она не совсем корректна. Для частичного решения данной проблемы можно применить VBS-скрипты.
Теперь давайте посмотрим, что же предлагает нам Traffic Inspector для настройки каждого тарифного плана.
Тарификация трафика:
- только входящий;
- только исходящий;
- сума входящего+исходящего;
- максимальный.
Цена за мегабайт выбирается из следующих значений :
- российский рубль;
- евро;
- доллар;
- мегабайт.
Кроме того оставлена возможность ввести собственную валюту для расчета, но почему-то забыли о возможности указать курсы валют по отношению друг к другу. Предоплаченный трафик задается в мегабайтах с точностью до трех знаков после запятой. Абонентская плата есть двух видов:
- почасовая за время работы;
- посуточная за все время сессии.
Есть возможность задать стоимость трафика из кэша и стоимость почтового трафика в процентах от цены за мегабайт. Можно указать оплату по-умолчанию и кредит, выделенный пользователю.
Для тарифного плана можно выбрать расписание, которое ограничивается указанием дней недели и времени с точностью до часа. Нам кажется, что здесь разработчики могли проявить большую фантазию, позволив задать выходные и праздничные дни, чтобы тарифицировать трафик более гибко. Также вызывает нарекание отсутствие возможности раздельно задать цену и скорость входящего и исходяшего трафика в одном месте.
Перейдет к настройкам предоставляемого интернет-канала.
Ограничение на количество TCP сессий:
- число, которое ограничивает количество одновременных TCP-соединений через сервер.
Многопоточная закачка через proxy-сервер:
- запретить;
- разрешить.
Разрешить работу через службы:
- NAT и роутинг;
- HTTP-прокси;
- SOCKS-прокси;
- сервер статистики.
Ограничение скорости:
- при положительном счете (входящая и исходящая) в килобитах;
- при работе в кредит (входящая и исходящая) в килобитах;
- ограничение по пакетам в секунду;
- ограничение суммарной скорости на группу (входящая и исходящая) в килобитах.
Для того, чтобы указать скорость, цену трафика, приоритет или запретить доступ на какие-либо определенные адреса существуют так называемые фильтры. Каждый фильтр обладает неплохим списком возможностей по тарификации трафика, перенаправлению его на разные интерфейсы, а также фильтрацией нежелательного контента.
Как видим, ничего экзотического нет и большинство задач можно решить стандартными средствами программы. Однако это не говорит, что всего вышеназванного будет достаточно для серьезного провайдера, где настройки тарифных планов часто выходят за функционал Traffic Inspector.
Добавляем пользователя
После того, как тарифный план создан и группа появилась, в нее можно добавить пользователя. В случае применения клиентами VPN-доступа, сначала нужно создать для них в системе учетные записи, выдать пароли и назначить IP-адреса. Это делается в оснастке "Управление локальными пользователями" или в случае использования сети с доменами в "Компьютеры и пользователи домена".
Стоит обратить внимание, что разработчики предусмотрели возможность добавить производные поля к учетной записи пользователя, по которым потом можно производить поиск. Добавить нужные атрибуты можно в пункте "Клиенты->Атрибуты". Здесь же есть возможность указать фильтры, которые будут применяться ко всем клиентам.
Для того, чтобы добавить новый аккаунт, нам нужно открыть соответствующую группу и в контекстном меню по правой кнопке выбрать "Добавить клиента". Далее необходимо заполнить поля, касающиеся авторизации, и, при желании, указать индивидуальные настройки скорости, времени работы, расписания и другие. Если предполагается авторизация в домене, то логин аккаунта должен иметь вид "MY DOMAINuser", где "user" - это имя пользователя в домене, а "MY DOMAIN" - имя домена.
Если в тарифном плане указана сумма, которая должна быть зачислена на счет при добавлении учетной записи, то сразу после авторизации клиент сможет работать. Список всех пользователей с их текущей статистикой можно наблюдать в мониторе пользователей. Там можно найти все необходимые поля, касающиеся баланса пользователя, текущего состояния, авторизации, времени работы и другие.
Зачисление денежных средств на счет тоже происходит здесь. После двойного клика по выбранной записи откроется окно пополнения баланса. Если ввести отрицательную сумму, то со счета снимется соответствующее количество денег. Еще в данном пункте меню можно управлять блокировкой пользователей, текущим уровнем фильтрации трафика и индивидуальными настройками кэширующего proxy-сервера.
Разработчики предусмотрели и такую важную функцию, как рассылку текстовых сообщений от администратора посредством клиентского агента. Для этого в мониторе пользователей удерживая клавишу CTRL нужно выбрать необходимые учетные записи, после чего в контекстном меню выбрать пункт "Отправить сообщение". Данная опция будет полезна как в сети на предприятии, так и в небольших домашних сетях, когда нужно предупредить пользователей о предстоящих плановых работах или сделать другие объявления. Наличие установленного и настроенного клиентского агента на стороне пользователя является гарантом того, что сообщение дойдет до адресата.