В то время как ATI выпускает новую версию своих графических драйверов Catalyst стабильно каждый месяц, NVIDIA официально обновляет ForceWare хорошо если раз в 2-3 месяца. Возможные причины таких различий кроются в подходах обоих компаний к обновлению программного обеспечения для своих видеокарт. В ATI, скорее всего, имеется список неисправленных ошибок, а также список новых возможностей, которые должны быть реализованы в новой версии. Часть первого списка обычно переносится на следующие релизы, тогда как самые важные ошибки устраняются в кратчайшие сроки.
В NVIDIA, вероятно, используется несколько другой принцип. Накапливая список дополнений, изменений и исправлений программисты начинают их реализовывать. Когда все сделано выходит новая версия ForceWare, доступная для загрузки через официальный сайт в разделе основных драйверов. При этом периодически появляются промежуточные версии, а также бета-версии, доступные для использования. Это предположение подтверждается большем периодом обновления, а также огромнейшим размером Release Notes, где даже указаны исправления, сделанные в промежуточных релизах.
Относительно недавно NVIDIA представила новую серию драйверов ForceWare 90. Главной особенностью этого релиза стала замена контрольной панели. Она теперь вызывается не из глубин свойств экрана, а прямо из контекстного меню, если кликнуть правой кнопкой мышки по рабочему столу. По сути NVIDIA сделала тоже самое, что и ATI два года назад.
ForceWare 91.47, находящиеся в центре внимания этой статьи, являются вторым по счету официальным релизом драйверов из серии 90. В числе основных изменений значатся следующие:
- добавлена поддержка NVIDIA Quad SLI, GeForce 7950 GT, GeForce 7600 GS AGP и GeForce 7100 GS;
- технология PureVideo включила следующий список изменений:
- добавлена функция снижения уровня шума на этапе постобработки;
- добавлена функция увеличения четкости на этапе постобработки;
- улучшен алгоритм деинтерлейсинга;
- улучшена совместимость с MPEG2-декодерами третьих производителей.
- множество других исправлений и изменений.
Наиболее важным обновлением стало добавление поддержки новых графических чипов. Полный же список изменений занимает огромный PDF-документ размером в 131 страницу. Его можно найти здесь.
Мы же попытаемся выяснить, как новый релиз отразился на производительности в наиболее популярных играх и трехмерных тестах. Но прежде чем перейти к результатам скажем несколько слов об использованной для измерения быстродействия видеокарте.
GeForce 7600 GT
NVIDIA очень долго после выхода первых представителей GeForce Series 7 не выпускала их более дешевые версии. Несмотря на лидерство в hi-end классе наиболее популярные сегменты hi-end и low-end забывать никак нельзя. В то время как GeForce 7800 GT/GTX появились еще летом прошлого года, GeForce 7600 и GeForce 7300 различных модификаций увидели свет только в этом году. Сегодня мы рассмотрим видеокарту на базе GeForce 7600 GT. Но прежде чем перейти к ее описанию приведем характеристики этого графического чипа:
По своим спецификациям GeForce 7600 GT является прямым конкурентом Radeon X1600 XT/X1650 Pro. Их тактовые частоты практически не разнятся, как и одинаково число конвейеров. GeForce 7600 GS в свою очередь конкурирует с Radeon X1600 Pro.
Gigabyte GV-NX76T128D-RH
Компания Gigabyte довольно давно занимается выпуском видеокарт. Какое-то время она принципиально предлагала потребителям решения на базе графических процессоров ATI, но теперь она производит целый спектр продуктов на GPU от обоих основных производителей.
Модель GV-NX76T128D-RH базируется на новом mainstream-чипе GeForce 7600 GT. Он изготовлен с соблюдением 90 нм техпроцесса производства, поэтому его тепловыделение находится на довольно хорошем уровне. Это позволило некоторым производителям выпустить видеокарты на основе этого GPU с пассивным охлаждением. Именно к таким моделям относится рассматриваемый сегодня продукт.
К нам он попал в "спартанском" виде в пакетике и даже без компакт-диска с драйверами. Единственный включенный в комплект поставки компонент – это переходник DVI-I->D-SUB.
Дизайн GV-NX76T128D-RH не имеет отличий от референсного от NVIDIA для данного типа видеокарт. Хотя число элементов на плате присутствует много меньше элементов. На текстолите синего цвета располагается четыре чипа памяти, сам графический процессор и массивный медно-алюминиевый радиатор. Рассмотрим систему охлаждения более подробно.
На самом графическом процессоре находится скорее не радиатор, а "кусок" меди. Впрочем, его роль аккумулировать тепло и передавать его по тепловой трубке на заднюю сторону платы, где находится второй алюминиевый радиатор с медным основанием.
Его размеры больше, а оребрение более эффективно.
Так выглядит система охлаждения GV-NX76T128D-RH в разобранном виде. На той части, что прилегает непосредственно к чипу, имеется место под вторую тепловую трубку.
Как оказалось, есть еще одна версия этой видеокарты, но с объемом памяти 256 MB (модель GV-NX76T256D-RH), где установлен еще один алюминиевый радиатор, расположенный над фронтальной стороной печатной платы. Он занимает дополнительное пространство таким образом, что рядом с видеокартой слот расширения становится недоступным. Кроме того, если за видеокартой вдруг окажется какой-либо слот расширения (сейчас иногда устанавливают за PCI Express x16 разъем PCI Express x1 или x2), то его также нельзя будет использовать. Так что видеокарта получилась весьма громоздкой.
Сам кристалл графического процессора имеет небольшие размеры. Установленный на нашей видеокарте экземпляр относится к ревизии A2.
Для работы GV-NX76T128D-RH подключения дополнительного питания не требуется. В число разъемов, выведенных на переднюю панель, входят следующие:
- S-Video;
- DVI-I;
- D-SUB.
Это стандартный набор для mainstream-видеокарт. В то же время в секторе hi-end уже давно властвует один DVI-I, а поддержка старого VGA обеспечивается за счет переходников.
В качестве графической памяти используются чипы Hynix емкостью 256 Мбит.
Тестирование
Тестирование производительности новых драйверов производилось на системе со следующей конфигурацией:
- Процессор – AMD Athlon 3000+ (1.8 ГГц, 512 KB L2);
- Материнская плата – ASUS M2N-E (nForce 570 Ultra);
- Память - 2x 512 MB Apacer DDR2-667;
- Видеокарта – Gigabyte GV-NX76T128D-RH (GeForce 7600 GT, 128 MB);
- Операционная система – Windows XP SP2.
Результаты
В новом релизе ForceWare обновилось всего два последних индекса из четырех, поэтому может показаться, что с быстродействием ничего не произойдет. Но не тут-то было.
Результаты просто парадоксальные. При включении антиалисинга наблюдается многократный скачок производительности. Разница составляет чуть ли не 100%! Мы специально провели тесты по 2-3 раза и результат был таким же. Судя по всему, программисты NVIDIA потрудились на славу. Если только они не вернулись к практике повышения скорости за счет снижения качества картинки. Впрочем, это со временем выяснится.
В игре Doom 3 разница вписывается в погрешность измерений. В Quake 4, сделанном на том же движке, впереди с небольшим отрывом оказываются ForceWare 91.47.
В Half-Life 2 в большинстве режимов по каким-то необъяснимым причинам впереди оказалась старая версия драйверов с индексом 91.31.
FarCry показывает паритет обоих версий.
В игре Call Of Duty 2 впереди оказывается версия 91.47. Но это касается режимов без антиалиасинга и анизотропной фильтрации. При их включении оба ForceWare почти на равне.
Выводы
Полученные результаты весьма интересны. В то время как была значительно увеличена производительность в популярных бенчмарках 3DMark в играх разница не столь значительна. Тем не менее, мы рекомендуем скачать файл размером 40 MB, дабы получить прирост быстродействия.
Оборудование для тестирования предоставлено Интернет-магазином www.event-pc.com