2013 год можно назвать годом умных часов. Количество слухов вокруг этих продуктов сравнимо с числом спекуляций на характеристиках новых iPhone. Безусловно, новый тип устройств уже успех стать хитом среди IT-новостей, но станут ли часы хитом продаж? На этот счет есть некоторые сомнения. Первые отзывы не переполнены восторгами, а презентация наиболее ожидаемых моделей вызвала чувства, близкие к разочарованию.
Если продолжать аналогию с iPhone, то последние два года наблюдатели единодушны в том, что Apple не предлагают рынку смартфонов никаких особо ценных инноваций. Столь же единодушно потребители не обращают внимания на сетевых аналитиков, позволяя Apple фиксировать рекордные продажи.
Поживем — увидим, а пока можно сказать, что умные часы по праву занимают свое место в эфире и на страницах офлайновых и онлайновых изданий. Они — первый вид «носимого компьютера» для массового рынка. Конечно, о Google Glass начали говорить раньше, но очки до сих пор находятся на стадии разработки и не являются массовым продуктом. Более того, в некотором роде они не лучший старт для рынка «носимых компьютеров». К ним еще надо привыкнуть.
В то же время концепция многофункциональных часов сопровождает человека уже пару столетий. При желании генеалогию современных умных часов можно провести еще от механических, которые могли одновременно отображать время в разных странах, показывать фазы луны, вести автоматический календарь еще в XIX веке. Но лучше все-таки остановиться на компании Pulsar, которая в конце семидесятых была приобретена Seiko. Наручные японские электронные часы с калькулятором были мечтой каждого советского школьника восьмидесятых.
Бравые старички
Американские и японские сверстники могли мечтать о более продвинутых моделях, которые были намного ближе к современным умным часам, чем можно ожидать. Например, первая модель серии Databank — СD-40 от японской Casio — уже в 1983 году наряду с калькулятором могла выступать в качестве телефонной книги. Можно было записать до 10 номеров.
Seiko Epson RC-20 Wrist Computer, выпущенный в 1985 году, имели 8-битный процессор Zilog Z-80, 8 Кбайт ROM и 2 Кбайта RAM. У часов был сенсорный (!) ЖК-дисплей разрешением 32х42 пикселя. Имелись программы для управления личным временем, создания заметок, калькулятор, ну и, естественно, отображалось время.
В девяностые и двухтысячные годы также выпускались и разрабатывались часы-компьютеры, которые с каждым разом становились все мощнее и функциональнее, но все реже попадали на массовый рынок. Например, WatchPad 1.5, совместный проект IBM и Citizen под управлением Linux, должны были иметь 1,5-дюймовый дисплей разрешением 320х240 пикселей, 8 Мбайт оперативной памяти и флэшку на 16 Мбайт, поддерживать Bluetooth. Предполагалось снабдить их акселерометром, сенсором отпечатков пальцев, установить ПО, в том числе календарь и продавать за $399 — почти современный аппарат, с поправкой на 2001-2002 годы.
Почему же умные часы в 2013 году большинство рассматривает как сенсацию? Все просто, наряду с выдающимися характеристиками недостатком проектов 10-15 летней давности было относительно малое время автономной работы, относительной большой вес, малая производительность. Ну а главное — потребитель был еще не готов к использованию таких гаджетов. Когда в 1985 году компьютер был еще в диковинку для большинства населения, много ли нашлось бы желающих выложить деньги за Seiko Epson RC-20 Wrist Computer, для которого еще нужно было программировать самому?! Не было и современной софтверной и аппаратной инфраструктуры.
Купить умные часы можно было бы купить еще в 2009 году. Тогда LG представила Watch Phone (GD910). Мобильный телефон в формате мобильника получился довольно интересным и получил хорошую прессу. Аппарат имел дисплей диагональю 1,43 дюйма разрешением 128х160 пикселей, VGA-камеру, 2 Гбайта памяти, Bluetooth и мог продержаться на одной зарядке в течение пары дней. К недостаткам устройства можно было отнести относительно большой вес, отсутствие поддержки MMS и в целом весьма скромный функционал — и это при цене больше $1000! Естественно, что в условиях, когда хороший смартфон можно было уже купить за $500-600, мало кому была нужна такая игрушка. Да и производители были не особо заинтересованы в продвижении такого форм-фактора: деньги можно было «рубить» и на смартфонах.
Сегодня смартфон можно купить за $100. Обостряется ценовая конкуренция, требуются большие затраты на маркетинг, из топовых моделей выстреливают единицы — маржинальность бизнеса еще высока, но начинает уменьшаться. Индустрии нужна новая фишка, которая позволит зарабатывать, как и раньше. Ею могут стать «носимые компьютеры» и, в частности, умные часы, как наиболее простой, понятный и доступный вариант. Отчасти этим поиском вау-продукта обусловлено и то разнообразие подходов к реализации умных часов, которое мы наблюдаем. Но есть и общие черты.
Умные часы не рассматриваются в качестве самостоятельного устройства. Это аксессуар для смартфона или планшета. С его помощью можно совершать некоторые простые действия, чтобы не доставать аппарат из кармана или чехла. Также он может заменить большое устройство тогда, когда в нем нет большой потребности — например, в качестве GPS-трекера.