Новые горизонты
Условно Rage можно разделить на две составляющие – пешие «прогулки» и езду на автомобилях. В населенных пунктах главный герой, всю игру молчащий в духе Гордона Фримена, берет квесты у ярких и общительных персонажей, покупает и продает различное снаряжение, проводит время за различными мини-играми и обвешивает всевозможными апгрейдами свое транспортное средство. По пустошам передвижение преимущественно осуществляется на автомобиле, так как ее обитатели настроены в отношении нашего альтер-эго чаще всего враждебно. По дороге к пункту назначения можно вступить в бой с бандитами – выпустить в их сторону несколько самонаводящихся ракет или прошить их авто пулеметной очередью.
Самое печальное в Rage – в игре нет абсолютно ничего нового для жанра в целом. Здесь имеются в виду новшества прежде всего в геймплее, которые формируют общее впечатление от всей игры. Все, что есть в Rage – новое только в отношении id Software. Разработчики легендарных серий Doom и Quake словно говорят – посмотрите, у нас есть квесты, инвентарь героя и, вы не поверите, самостоятельные автомобильные гонки, доступ к которым можно получить в городах, населенных NPC!
Проблема в том, что на сегодняшний день ничего нового в этом нет – города с колоритными персонажами, готовыми выдать Избранному задания, уже были в Fallout 3 и Fallout: New Vegas. К слову, квесты там были не в пример интереснее тех, что встречаются в Rage. Если в последнем все сводится к банальшине, вроде «отнеси, убей, принеси» – без какой-либо альтернативы, то в том же Fallout: New Vegas выполнение едва ли не всех квестов (с несколькими, между прочими, вариантами решений) влияло на прохождение игры и на ее концовку.
Мини-игры в Rage точно так же уступают казино в центре того же Вегаса – там развлечений было куда больше. Вы посмотрите, насколько эффектны убийства бандитов, когда кровь от удара по голове противника буквально хлещет в лицо главного героя! – не унимается id Software. Тогда давайте вспомним недавний Bulletstorm, в котором зрелищные убийства точно таких же бандитов и рейдеров поставлены во главу угла – только там, помимо различных спецэффектов, присутствовали более элегантные приемы, нежели выстрел из дробовика в упор.
Но и это еще и не все. В Rage очень хорошо чувствуется, что id Software давно уже не создавала таких больших игр – вместе со множеством штампов, в шутере присутствуют элементы, которые ну никак не ожидаешь увидеть в проекте 2011 года. В первую очередь, крайне раздражают условности и ограничения, присущие «коридорным» шутерам. Казалось бы, в Rage открытый мир, в котором можно исследовать что угодно и где угодно – ан нет, героя буквально за шкирку тащат по сюжету, позволяя ему отвлекаться лишь на некоторые побочные квесты. В пустошах то и дело встречаются места, которые герою не под силу ни пройти, ни перепрыгнуть – хотя на его пути всего лишь пара камешков по колено. В миссиях игроков поджидают бесконечные коридоры, из которых имеется лишь один выход.
Во-вторых, подкачали враги – они совершенно бестолковые и обучены лишь двум приемам – либо переть напролом, либо прятаться за укрытиями и регулярно высовывать голову для хедшота. Забавнее всего, что первая «тактика» оказывается наиболее успешной – попасть в движущуюся мишень оказывается гораздо сложнее. Традиционных хедшотов, кстати, в Rage нет – противники нынче крепкие, так что их головы чаще всего простреливаются лишь со второго раза.
В-третьих, id Software крайне «оригинально» обошлась с телами противников – они пропадают буквально на глазах лишь после их обыска героем на предмет всякого барахла и патронов. Поле брани выглядит следующим образом – вокруг валяется оружие врагов, которое нельзя подобрать, а на земле лежат лишь те противники, карманы которых пока еще не обшарены. Честное слово, цирк какой-то... Остается лишь добавить, что разработчики допустили еще один серьезный промах – героя то и дело отправляют в одни и те же локации, так что «зачищать» помещения и небольшие кварталы приходится по новой.
Гонки на автомобилях вызывают не столь много упреков – наверное, потому что не успевают так надоесть, как перестрелки в коридорах. Помимо уничтожения бандитской техники в пустошах, в городах можно принять участие в заездах нескольких типов – в качестве награды выдаются так называемые «гоночные сертификаты», за которые можно приобретать различные улучшения для авто.
В целом, эта составляющая выполнена неплохо, хотя и здесь есть некоторые нюансы – физика транспортных средств чересчур аркадна, повреждения минимальны, а противники редко способны что-либо противопоставить игроку. Последнее замечание, впрочем, мелочь – во время пеших странствий искусственный интеллект также не наделен сообразительностью, а боссов в привычном понимании этого слова за всю игру встречается лишь пара штук, да и то несложных.
Совсем уж растерять внимание во время прохождения сюжетной кампании не позволяют «пасхалки», щедро раскиданные разработчиками. На приборной панели одного из наших спасителей, например, можно заметить фигурку персонажа, встречавшегося нам в Doom и в Quake. Вот на столе у шерифа одного из поселений стоит коллекционный Fallout-бой, а в качестве раскраски автомобиля можно выбрать логотип id Software – как следует из описания, «один из последних символов вымершей расы разработчиков игр». Действительно, иногда создается такое впечатление, что именно «вымершей»...
Rage quit?
Чтобы окончательно понять, что Rage все же стоит отнести к главным разочарованиям года, стоит еще раз вспомнить историю славной студии id Software. Дело в том, что за последние пару десятилетий мы привыкли к тому, что команда Джона Кармака в обязательном порядке производит революцию в жанре шутеров от первого лица. Все части Doom и Quake на момент своего выхода не имели конкурентов, были совершенными как с точки зрения технологий, так и с позиций геймплея.
Valve, например, в 1998 году выпустила первый Half-Life, который наглядно продемонстрировал, каким должен был интересный сюжет у шутера. А id Software, словно доказывая свою уникальность и лидерство, спустя всего год отправила в печать исключительно многопользовательский Quake III: Arena, который вообще сюжета как такового не имел. И что? Второй проект оказался не менее популярным, чем первый – на долгие годы стал киберспортивной дисциплиной №1 во всем мире и пришелся по душе миллионам игроков.
Rage, вне всяких сомнений, задумывался id Software главной игрой как минимум на ближайшие несколько лет, только вот беда – он таковой не стал, так как разработчики не имеют понятия, какими должны быть настоящие шедевры XXI века. Rage, даже если не задумываться над глупыми квестами и не принимать во внимание единственного героя, который в обязательном порядке решает чужие проблемы – всего лишь оказался развлечением на пару вечеров.
После прохождения этой игры не хочется говорить о достойной графике или автомобильных «покатушках» – мучают другие, более актуальные, вопросы. Где обещанная свобода действий и по-настоящему открытый мир? Почему концовка такая невнятная и невыразительная? Почему разработчики не совершили хотя бы маленькой революции в жанре, а воспользовались чужими идеями? Правда в том, что в Rage нет никаких революций – игра совсем не удивляет, а лишь местами вызывает восхищение. Впрочем, и эти вспышки положительных эмоций вскоре пропадают – многопользовательский режим в Rage также звезд с неба не хватает звезд. Максимум, что предлагают разработчики – автомобильные гонки и кооперативное прохождение миссий.