Студия id Software и ее бессменный «рулевой», Джон Кармак, являются безусловными столпами игровой индустрии. И в этом нет ничего удивительного, так как на играх этой студии выросло целое поколение геймеров. Вряд ли преувеличением будет сказать, что даже поверхностно знакомый с видеоиграми человек не слышал что-нибудь о сериях Quake и Doom, а также таких проектах, как Heretic и Return to Castle Wolfenstein. Проекты id Software были не только революционными с точки зрения геймплея, но и во все времена являлись примером технического совершенства – как правило, именно они были тем катализатором, который заставлял многих игроков производить апгрейд своих компьютеров.
А помнишь, как все начиналось...
В настоящий момент лишь несколько студий имеют право считаться действительно культовыми – за исключением все той же id Software, на ум приходят разве что Blizzard да Valve вместе с ее талантливым «толстячком» Гейбом Ньюэллом. Хотя в плане истории им до id Software все же далеко – шутка ли, свою первую игру эта студия произвела на свет в 1988 году, когда персональный компьютер для большинства из нас был непозволительной роскошью. До 1993 года команда Джона Кармака выпустила более двух десятков приличных проектов, ну а потом случился релиз Doom, разделивший историю студии на «до» и «после». Шутер от первого лица стал родоначальником жанра, который пользуется безумной популярностью и сегодня – эта игра спустя год обзавелась сиквелом, а в 2004 году порадовала своих поклонников и третьей частью.
Еще одной значимой вехой в истории id Software является серия Quake, родившаяся в 1996 году. Несмотря на тот факт, что на сегодня уже существует четыре части Quake, а также онлайновый экшен Quake Live, запущенный в прошлом году, самым феноменальным успехом стал Quake III: Arena – сетевой экшен, появившийся в 1999 году. Хорошо известный чемпионат мира по видеоиграм World Cyber Games всего лишь пару лет назад отменил дисциплину Quake III – до этого времени его вообще было трудно представить без этого соревнования.
Однако куда ценнее для id Software оказалась поддержка их проектов коммьюнити, которое год от года росло – среди них Джон Кармак стал фигурой едва ли не легендарной. Ежегодный фестиваль QuakeCon ни разу не обходился без Кармака, который традиционно выступал со специальным докладом и говорил о векторе развития видеоигр в ближайшем времени. Однако вот что интересно – с 2004 года сама студия id Software отказалась от регулярного выпуска новых игр для платформы PC. Еще раньше Кармака крайне заинтересовала разработка игр для мобильных телефонов, поэтому его компания практически на протяжении целого десятилетия только и делала, что занималась изданием множества проектов для этой платформы. Всего за несколько лет id Software утратила звание ведущего разработчика в игровой индустрии, обзавелась немалым количеством филиалов и дочерних студий и, казалось, совсем поставила крест на производстве самых современных игровых движков.
Но уже в 2007 году небо, наконец, прояснилось – на очередном QuakeCon разработчики торжественно анонсировали амбициозный постапокалиптический шутер Rage. Что будет представлять из себя этот проект, разработчики в тот момент сами знали лишь очень поверхностно. На все вопросы они давали примерно такой ответ – классический шутер от первого лица, множество разнообразных стволов, монстры, гонки на автомобилях по пустошам, десятки квестов и заданий. Особая гордость – новый движок собственного производства, id Tech 5, способный на лету обрабатывать огромные текстуры и прекрасно работающий с динамически изменчивым миром.
Практически до самого релиза Rage разработчики умело скрывали всю информацию о будущей игре, поддерживая интерес к проекту лишь небольшим количеством новых скриншотов из игры да высокотехнологичными демо-роликами. В 2009 году немало шума наделал переход id Software под крыло издательства Bethesda Softworks – очевидно, понимая, что времена меняются, Кармак согласился на поглощение своей студии холдингом ZeniMax Media. Стоит отметить, что такая сделка однозначно пошла на благо id Software, которая до этого времени при разработке своих игр обходилась малым количеством сотрудников. Почувствуйте, что называется, разницу – если в создании того же Doom 3 принимало участие лишь 20 человек, то над Rage уже трудились 60 разработчиков.
Во многом первостепенной причиной расширения штата стал во многом знаменательный факт – если раньше id Software создавала игры исключительно для PC, то теперь речь шла о мультиплатформенном проекте. Да-да, Rage – по сути, первый проект студии, который появился не только на персоналках, но и на других платформах – Xbox 360 и PlayStation 3. Разработка компьютерной версии Rage и консольной велась параллельно. Впрочем, до последнего времени разработчики постоянно напоминали, что Rage в любом случае будет выглядеть лучше на PC, чем на консолях.
Сначала релиз Rage планировался на 2009 год, однако потом был перенесен на следующий. В 2010 году история, как вы понимаете, повторилась – ситуация для многообещающего шутера вполне штатная и, чего уж там скрывать, привычная. К счастью, повторить судьбу многострадального Duke Nukem Forever детищу id Software было не суждено – октябрь этого года стал конечным пунктом для первого самостоятельного проекта Джона Кармака за последние почти что десять лет. Но вот что касается оправданных ожиданий, качества проекта и его инновационности... Тут нет-нет, да вспомнишь старину Дюка.