Доменная зона .РФ – а нужно ли?
Необходимость введения кириллической зоны как таковой вызывает множество вопросов. С точки зрения рядового пользователя неразберихи и так хватает – для самых разных компаний существуют зоны .BIZ, .INFO, .TEL и прочие, поэтому зачастую компании по-хорошему вроде бы нужно зарегистрировать десяток доменов, что слишком дорого и по сути не несет в себе глубокого смысла. В итоге заложником ситуации становятся и компании, и пользователи. Ведь конкуренты не спят и могут первыми зарегистрировать домен. Тогда пользователь при его посещении вместо желанной компании увидит совсем другую, возможно более раскрученную. Добавление зоны .РФ в таком случае только усугубляет нынешнее положение вещей. Сюда же относим аргумент о том, что многие уникальные имена уже заняты, а .РФ открывает новые просторы регистрации.
Можно поднять вопрос престижа и увязать его с возникновением эдакого «междусобойчика» русскоязычной тусовки пользователей и создателей сайтов. Впрочем, где же здесь можно найти принцип открытости Интернете, заложенный в него как основа основ? Латинские имена как раз и связывают нас с внешним миром, как это было в свое время с введением доменов SU. Причем ограничения кириллических адресов затрагивают не только зарубежных, но и отечественных пользователей. Вот что пишет один из блоггеров: «Домен с таким именем будет доступен только с устройств с кириллической клавиатурой. Прощай доступ из кафе во время путешествий, прощайте серые устройства без русской клавиатуры и так далее».
Вскоре собираются ввести еще и домены, состоящие из иероглифов, арабских символов. Кириллицу с горем пополам сможет набрать любой человек с экранной клавиатуры, узнав соответствующий символ. А многие ли из нас разбирают арабскую «вязь», сливающуюся для большинства в полосу «завитушек» или китайские иероглифы? А узнать соответствующую черточку на клавиатуре?
Рунет успешно развивался и развивается без дополнительных доменных зон. Введение же .РФ заставляет компании ввязываться в ненужную им гонку за доменами, а с точки зрения международного сообщества создает некую «резервацию» русскоязычных порталов, что априори противоречит назначению Интернета. Так кому же выгодно появление полностью кириллической зоны? Очевидно – тем, кто получает деньги, продавая домены. Компании-регистраторы с вводом зоны .РФ открыли для себя на долгие годы вперед беспроигрышный вариант извлечения прибыли, ведь если не рядовым пользователям, то уж компаниям точно придется платить, чтобы не отстать от конкурентов, стремящихся наилучшим образом показать себя в Интернете.
А кое-кто просто развлечется. Ведь не просто уже зарегистрированы домены «язнаючтоялох.рф» и «развелименя.рф». Впрочем, с матом ничего не выйдет – уже составлен стоп-лист для 4 тысяч матерных слов и выражений. Но различные шуточные имена определенно появятся – просто по приколу.
Техническая сторона вопроса
Еще несколько лет назад довольно остро стоял вопрос поддержки кириллических доменов браузерами – о «кривизне» не говорил разве что ленивый. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, как сказал директор департамента по связям с общественностью RU-CENTER Андрей Воробьев, корректная работа уже обеспечена большинством браузеров, либо правильное отображение ожидается в ближайших обновлениях. Проведенный тест в Internet Explorer, Opera и Firefox проблем действительно не выявил – тот же «президент.рф» никаких нареканий не вызвал, строки браузеров честно показывали адрес в кириллице вместо «xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai».
Для чистоты эксперимента была установлена американская версия Firefox – результат не изменился. Несколько по-иному дело обстоит с поисковыми системами. Запрос «президент.рф» успешно обработали ведущие российские, либо русифицированные поисковики вроде Google, Яндекс и Рамблер. Несколько хуже справились с задачей американские системы. Если они и выдавали в результатах «президент.рф», то выглядело это как «xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai» - согласитесь, трудно догадаться об истинном назначении сайта по такому названию. Впрочем, выявленный недостаток сложно назвать действительно критичным, тем более что Координационный центр национального домена его наверняка не оставят без внимания и постарается согласовать с зарубежными компаниями.
Могут возникнуть определенные проблемы и на стороне сервера, в так называемых CMS. Параметры генерации необходимой страницы чаще всего передаются им методом GET, то есть через адресную строку браузера. Видели все эти «/article.php?id=208&page=3» и тому подобные непонятные обычному юзеру «закорючки»? Или всякие разные ЧПУ («человекопонятные урлы») – красивые ссылки говоря простым языком? Теоретически современные CMS и языки программирования, на которых они созданы, вполне «переварят» кириллицу в адресах при их разборе. Но от неприятностей никто не застрахован – они могут вылезти в совершенно неожиданных местах. Допустим какое-то приложение не совладает с другой локалью и тогда придет абзац – выскочит ошибка, которую, не исключено, придется долго искать.
Особенно это касается уже упомянутого выше запада – там на серверах нет нужды особо заботится о поддержке раскладок, отличной от латинской. Да и Unicode уже штука повсеместная. Но опять же может всплыть совершенно забытая давно сделанная настройка, не предусматривающая кириллицу.
Кроме того, адрес вроде «какойтоадрес.рф/news/politics?id=29» выглядит совершенно неказисто. Конечно, «президент.рф» уже обзавелся кириллистическими «разделами» и теперь там адреса вполне «русские»: https://события.президент.рф/документы/9526. Впрочем, уже не особо актуальную, но по привычке использующуюся приставку «www» никто не отменял, так что в адресе www.президент.рф лоска не так уж много.
А вот специально переводить подобным образом различные открытые CMS их разработчики вряд ли станут. Максимум – возложат эту задачу на плечи заинтересованных членов сообщества, которых, полагаем, не так уж много. Здравомыслящие люди прекрасно понимают, что язык Интернета – это английский и все пляшут от него.
В итоге
А в итоге мы видим, что работает все вроде бы неплохо, и от киберсквоттеров защитить компании пытаются – в общем, налаживается цивилизация в кириллической зоне. Только если пристально присмотреться, никому кроме самих организаторов сего «действа» оно фактически не нужно. Что совсем не мешает создавать искусственный спрос и в добровольно-принудительном порядке собирать с юридических лиц, чтобы те не «потеряли лицо» в Интернете. Вот и получается порочный круг, разорвать который, судя по всему, уже некому.