Джо Белфиоре, один из первых инженеров в команде Windows Phone, признался в интервью New York Times, что редизайн Windows Mobile был ответом на вызов Apple, выпустившей успешный iPhone. Таким образом, Microsoft официально признала то, что и так было очевидно.
По словам инженера, Microsoft хотела ответить «чем-то, что будет конкурентоспособным, но не точно таким же», как у Apple. C момента появления iPhone на рынке для руководства Microsoft было очевидно, что Windows Mobile больше не сможет конкурировать. Судьба старой ОС была решена на совещании в декабре 2008 года.
Microsoft решила отбросить большую часть наработок и начать сначала, постаравшись сделать совершенно новую мобильную ОС, не связанную наследием предыдущих лет. В качестве стратегии был выбран баланс между полным контролем iOS и довольно большой свободой Android.
Решение начать с нуля стоило Microsoft дорого. Прежде всего, компания потеряла два года и практически весь рынок. Windows Mobile к моменту выхода новой ОС занимала всего 2.7%. Релиз Windows Phone продемонстрировал, сколько на самом деле было упущено. В третьем квартале 2011 года Android занимает 52.5% рынка смартфонов, iOS — 15%, Windows Phone — 1.5%.