Исследования влияния игр на человека давно не являются чем-то новым и уже не первый год призваны наглядно доказывать, что те же шутеры – не просто «глупые стрелялки», а реальные средства развития различных полезных навыков. Исследователи организации Current Biology пошли дальше и решили выяснить, почему же видеоигры становятся источником широкого перечня улучшений человеческого организма.
Прежде всего авторы обращают внимание на то, что в играх жанра экшн людям приходится принимать решения при ограниченном объеме доступной информации. Так что геймеры выбирают наилучший путь на основе своего опыта. В итоге в сравнении с обычными людьми у геймеров более высокие шансы принять правильное решение даже если доступные данные ограничены.
В ходе работы был проведен эксперимент – аудиторию разделили на две группы, собственно геймеры и не играющие люди. Им показывали экран с набором движущихся точек. Требовалось сказать, движутся они хаотично или же имеют некую общую закономерность движения. Суть заключалась в том, чтобы увидеть, насколько быстро та или иная группа даст ответ, то есть в качестве той самой «ограниченной информации» выступало время.
В результате предположение исследователей подтвердилось. Ответы обеих групп были примерно одинаковыми. Но играющая аудитория давала их более быстро – геймеры за сравнительно меньший срок решили, что увиденного хватит для того, чтобы дать правильный ответ. Схожий эксперимент был проведен на базе изменения тональности звуков дабы опровергнуть утверждение об исключительно визуальных навыках игроков.
Однако авторы ставили перед собой цель докопаться до сути, а на озвученном этапе отвергли наличие причинной обусловленности. Предположение было следующим: геймеры зачастую рождаются с улучшенными навыками «по умолчанию», игры же лишь дают им проявиться и закрепиться. Тогда взяли людей из числа не имеющих отношения к играм и предоставили им 50 часов на тренировку и практику в экшн-играх. В качестве контрольной группы использовались люди, игравшие в «более медленные» игры. Результат – безусловное развитие рефлексов и улучшенное время принятия решений.
На биологическом уровне в конечном счете исследователи предположили модель, состоящую из двух блоков мышления. В первом проходит регистрация значимой информации, а затем она передается во второй блок, где и принимается вероятностное решение. Утверждается, что увлечение играми увеличивает объем информации, передаваемый и обрабатываемый в единицу времени. Как результат мозг способен более быстро определиться с выводом в каждом отдельном случае.
Высокая эффективность также становятся следствием того, что игровые ситуации как правило уникальны и не повторяются, поэтому присутствие так сказать паттернов действий невозможно. Это становится неплохой тренировкой мышления и его развития.