Uber собирается сделать серьезный шаг на рынке городских перевозок. Компания намерена запустить тестовую эксплуатацию службы роботизированных такси в Питтсбурге. Она будет работать на базе специально подготовленных джипов Volvo XC90.
Начало перевозок преследует и маркетинговые и исследовательские цели. На месте водителя будет присутствовать инженер Uber, который может перехватить управление в критических ситуациях. То, что автопилоты не готовы к движению по дорогам общего пользования уже на своем примере доказала Tesla. За последние два месяца произошли несколько аварий, в том числе со смертельным исходом, в которых, предположительно был виноват автопилот компании, который оказался не в состоянии адекватно оценить дорожную ситуацию. Tesla даже убрала упоминание об автопилотировании со своих китайских сайтов после недавнего инцидента в Пекине.
Uber хочет не только протестировать в Питтсбурге технологии, но и на практике выяснить, как пассажиры будут относиться к роботакси. Это также станет первыми коммерческими испытаниями полностью автопилотируемых автомобилей. Google проводит исключительно внутренние тесты.
Водители – самая главная проблема для бизнес-модели Uber, построенной на минимизации налоговых платежей, а также перекладывании издержек на плечи людей, управляющих автомобилями. Сразу в нескольких штатах водители подали иски против Uber, в которых они добиваются признания их наемными работниками, а не контракторами. Если им удастся создать прецедент, то бизнес-модель Uber может быть полностью разрушена, так как компании придется выплачивать водителям более высокие зарплаты, платить за них страховки, предоставлять оплачиваемый отпуск и т.д., что значительным образом увеличит издержки Uber и приблизит ее тарифы к службам такси. Самый дорогой стартап в мире попытался откупиться от водителей, предложив мировое соглашение с выплатой компенсации в $100 миллионов. Компания явно поскупилась и суд после апелляции истцов аннулировал эту внесудебную сделку. Адвокаты водителей, выступающих истцами по коллективному иску требуют с Uber уже $850 миллионов.
Беспилотные проекты в области городских перевозок сегодня анонсировали десятки крупных компаний по всему миру. Вероятнее всего, они, как и роботакси Uber на полноценной основе начнут работать после 2020 года. Правда, им еще нужно будет добиться гарантий безопасности автопилотов для пассажиров. Как показывает опыт Tesla, пока такого добиться разработчикам автопилотов не удается.