Новость о намерении купить ICQ российским холдингом DST прокатилась не только по всему рунету, но и по многим западным сайтам. Пожалуй, она сравнима только с покупкой популярного блоггерского сервиса LiveJournal компанией СУП в декабре 2007 года (речь идет о полном выкупе, русскоязычный сегмент стал обслуживаться ею еще в 2006 году).
Общаясь с некоторыми своими знакомыми, которые имеют контакты на западе, я выяснил, что ICQ там используется куда меньше. В ходу такая экзотика (для наших широт) как Yahoo Messenger, MSN Messenger и все в том же духе. Вообще аудитория у ICQ не такая уж и большая — 33 миллиона пользователей на 1.5 миллиарда посетителей интернета. Причем, как выяснилось, 12.6 миллионов из них приходится на Германию (вот ведь неожиданность, верно?) и 8.4 миллионов — на Россию. Видимо, еще с миллиончик насобирается из Украины и Белоруссии, а то и больше. Так что русскоязычный сегмент «аськи» практически так же велик, как и немецкий. Не удивительно, что он заинтересовал DST.
Но что же такое DST? А DST – это крупный российский ИТ-холдинг. К примеру, сейчас под его контролем находится такие известные сервисы как Mail.ru и «Одноклассники». «Ну и что?», - можете спросить вы. «Ну и то», - отвечу я. Многим, конечно, совершенно безразлична политика данных ресурсов, но вот мне она в некоторых моментах не нравится.
То, что Mail.ru обвешан рекламой как новогодняя елка — это еще ладно — это нормально, тут претензий нет. Но я вот как-то создал временный ящик на этот сервисе для регистрации на каком-то сайте. И вот недавно я зашел на этот свой ящик. Что вы думаете? Спама там столько, будто я светил этот ящик везде где только можно, хотя пользовался им единожды.
Кроме того, делая ящик на Mail.ru сразу же создается блог, фотоальбом и еще куча страничек на сервисах портала. Тоже в принципе ничего необычного — нормальная практика. Но зато после этого администрация Mail.ru хвалится огромным количеством блогов, которое уже превзошло ЖЖ, MySpace и Blogspot вместе взятые. Зато о том, что эти блоги пусты как Сахара в Африке, предусмотрительно умалчивается.
К тому же у Mail.ru есть Mail.ru Agent. Это прямой конкурент ICQ, в разработку и раскрутку которого вкладываются немалые деньги. Им сейчас пользуется довольно много людей, хоть и не так много, как ICQ. А что будет, если ICQ перейдет в собственность DST? Это большой вопрос. Но, видимо, у них есть планы как эффективно использовать оба этих сервиса. Вероятно, они каким-то образом будут подвязаны друг к другу, раз уж Mail.ru Agent может передавать сообщения и в ICQ.
Но больше всего опасений вызывает политика, которая ведется в «Одноклассниках». Деньги на нем требуется буквально за воздух. Платить приходится за такую мелочь как скрытый режим при посещении страниц других пользователей (отслеживание посещений еще ведь и реализовать надо — проще вообще его не делать), платная регистрация из самых популярных социальных сетей сделана тоже только на «Одноклассниках», а про откровенную наглость в требовании денег за смайлики даже и говорить не хочется.
При этом «Одноклассники» имеют ужасный кривой интерфейс. На мой субъективный взгляд «В контакте» значительно приятнее внешне и политика их многократно адекватнее. Зарабатывать деньги показом рекламы — нормальная практика в интернете, но никак не требование денег за доступ к сервису. «Одноклассники» держаться лишь из-за огромной аудитории, которую они насобирали.
Все мы помним чем зарабатывает ICQ. Правильно — рекламой. А показывает она ее всем пользователям своего оригинального клиента. Поэтому, видимо, порой происходят сбои в работе альтернативных клиентов, что их разработчикам быстро приходится выпускать обновления, решающие проблемы. А как иначе? В альтернативных клиентах рекламы нет, прибыли они не приносят, только сервер нагружают.
Тут и встает вопрос, как поступит в этой ситуации DST? Мы уже убедились в ее не самых приятных для пользователей методах работы, более ориентированных на получение прибыли. Следовательно, устранить всю альтернативу было бы логичным шагом. Но это ведь чревато серьезными последствиями — QIP и QIP Infium очень популярны на постсоветском пространстве и даже за его пределами. К примеру, у меня почти три четверти контакт-листа сидит на этих клиентах.
Впрочем, если блокировка произойдет (что, кстати, сделать совсем не сложно), то вовсе не факт, что аудитория ICQ моментом пропадет. Этот протокол известен многим, а его альтернативы — нет. Наиболее продвинутые пользователи перейдут на Jabber, Skype и еще что-нибудь, но ведь вовсе не факт, что их контакты сделают тоже самое. В итоге придется держать включенными клиент ICQ (который еще и памяти отъедает солидный кусок) и второй мессенджер.
Согласитесь, неудобно. Экстраполируя данную ситуацию в будущее мы можем увидеть предложения следующего плана:
- «Отключи информирование о том, что ты печатаешь всего за 50 рублей, послав SMS!»;
- «Регистрация всего за 100 рублей!»;
- «Дополнительный пакет смайликов за 30 рублей в месяц!»;
- «Узнай кто в инвизибле! Всего одна SMS за 10 рублей!»;
- «Не работает игнор-лист? Пополни счет и общайся спокойно!»;
- «Надоел спам? Защита от спам-ботов всего за 200 рублей в месяц!»
Спам-ботов в последнем случае может подключать само руководство ICQ, еще и беря деньги за рекламную рассылку. При этом реклама в клиенте никуда не денется, ее даже еще больше и назойливее сделают.
Нет, вы не подумайте, я горд, что именно российский холдинг вдруг решил выкупить популярный американский сервис обмена сообщениями. Но вот политика этого холдинга оставляет желать лучшего. Так что если это произойдет и начнется вся эта вакханалия, я лично начну перетягивать самые нужные контакты на Jabber.