UWB
Объемы передаваемой информации растут с каждой секундой. Так 7-8 лет назад формат MP3 казался панацеей для повсеместного распространения музыки через Интернет. В Сети появились тысячи трэков сжатых со средним битрейтом 128 Кбит/с, что делало средний размер одной композиции равным 3-6 Мбайтам. В то время сайты оптимизировались как в плане кода, так и графики, а о загрузке фильмов никто даже не думал.
Давайте посмотрим что происходит теперь. Песни все также распространяются в MP3, только средний битрейт подрос до 160-320 Кбит/с. Причем раньше если мы могли искать вариант песни размером поменьше, то сейчас наоборот — ищем покачественнее, особенно если трэк очень нравится. Фильмы в формате MPEG4, так отлично подошедшего для ужатия одного DVD на один CD, теперь часто занимают 1400 Мбайт вместо более привычных 700 Мбайт. Но современные скорости позволяют из P2P-сети (например, BitTorrent) за несколько часов скачать полный DVD, которые постепенно уже начинают заменяться HDTV. В последнем случае речь идет о десятках гигабайтах.
Современные жесткие диски запросто передают данные со скоростью до 100 Мбайт/с, а емкость оптических дисков возросла до 50 Гбайт, а через года два-три может удвоится. Как думаете, достаточно ли современной скорости Bluetooth для таких объемов? Сколько потребуется времени, чтобы перекачать 20 Гбайт через канал 3 Мбит/с? Даже достаточно быстрый стандарт Wi-Fi здесь плохо подходит. Он создан скорее для беспроводного Интернета, нежели для просмотра HDTV-фильма с соседнего компьютера. В данном случае нужна технология, способная обеспечить высокую скорость передачи данных, причем не обязательно на большом расстоянии. Именно это и есть главная концепция UWB.
UWB — это аббревиатура Ultra-WideBand, что в нашем вольном переводе звучит как "афигенно быстрая связь". Шутка? Почти. Связь действительно получается очень быстрой, что обеспечивается благодаря широкополосной (wideband) передачи данных. Как было отмечено немного выше, это не совсем технология, а скорее концепция. Это как бы основа для различных стандартов, два из которых описываются далее.
UWB есть базис для современных скоростных стандартов
В самой основе UWB лежит пока еще черновой стандарт IEEE 802.15.4a. В отличие от обычной радио-передачи UWB передает данные при помощи волн, генерируемых в определенные моменты времени. При этом используется широкий частотный диапазон, вызывая таким образом модуляцию по времени.
Для передачи данных могут использоваться частоты от 500 МГц и выше. Но 14 февраля 2002 года федеральной комиссией по коммуникациям (FCC - Federal Communications Commission) США для UWB был рекомендован диапазон 3.1-10.6 ГГц. При этом предполагается, что передача данных будет вестись в пределах одного помещения, хотя с ростом мощности передатчика и приемника будет расти и радиус действия сети. Впрочем, это запрещено.
Теперь о назначении. Не сложно догадаться, что UWB будет применяться для передачи больших объемов данных между цифровыми устройствами. В число последних прежде всего можно включить компьютеры, сотовые телефоны (особенно топовые модели с большим объемом памяти), принтеры, цифровые фото- и видеокамеры, аудио и видео плееры и так далее. Максимальная скорость UWB нам неизвестна, но она может достигать десятков гигабит. Весьма внушительное значение не только по современным меркам, но и по меркам ближайшего будущего. Так что запас есть.
UWB позволит объединить всю периферию
Теперь непосредственно о стандартах, основанных на UWB. Прежде всего это новое поколение Bluetooth. Пока точно не ясно, будет ли использована эта концепция в Bluetooth 3.0 или нет, но в планах что-то подобное определенно есть. Ходят слухи о возрастании скорости до 480 Мбит/с. Мы полагаем, что они не далеки от истины, только вот доступны подобные возможности будут в основном для передачи больших объемов данных и после полусотни предупреждений о высоком энергопотреблении. Все же такие скорости станут доступны не за просто так.
Но когда свет увидят спецификации Bluetooth 3.0 пока неизвестно. Зато уже сейчас готовы к массовому производству контроллеры Wireless USB, а совсем недавно мы сообщили о выпуске первой версии стандарта WirelessHD 1.0. Остановимся на этих двух технологиях более подробно.