В середине 90-ых Microsoft обвиняли в монополизме. Сегодня часто достается Google, которого подозревают в том, что он стремится стать всем для современного пользователя. Тем временем компании Adobe, не вызывая подозрений и громких протестов, удалось разработать продукты, ставшие стандартом для творческих людей. Профессионалы и любители с удовольствием пользуются Creative Suite, программным пакетом, который позволяет создавать изображения, редактировать их, верстать книги газеты и журналы, монтировать видео и отправлять это все в Сеть, выкладывая на страницах и сервисах, опять-таки сверстанных с помощью программ Adobe. Приложение для работы со звуком, пригодное как для записи, так и редактирования песен, радиопередач также есть в портфеле компании. Единственная область, в которой Adobe еще не выступает в роли "царя горы" - это трехмерная графика. Но и здесь компания, которой в этом году исполнилось 26 лет, думается, может кое-что предложить. Как же родилась на свет самая любимая софтверная империя?
Язык империи
Adobe – это компания одного языка. Точно также можно назвать Microsoft корпорацией одной системы. Все начиналось в начале 80-х в Пало-Альто, где находится исследовательский центр Xerox PARC. Будучи одним из лидеров хай-тека семидесятых, компания могла себе позволить нанимать самых талантливых ученых и программистов. В центре им был предоставлена полная свобода - твори, что хочешь. Историки компьютерной индустрии даже окрестили PARC "песочницей", мол, именно здесь "рождались и росли" многие перспективные идеи, затем перевернувшие мир.
Джон Уорнок
Чарльз Гешке
Среди сотрудников центра были Джон Уорнок и Чарльз Гешке. Их объединяла не только работа, но и недовольство нанимателем. Джона и Чарльза беспокоил не размер зарплаты, а тот факт, что их амбициозные разработки и исследования не находят себе коммерческого применения. Xerox по своему усмотрению решала, когда запускать тот или иной продукт, придуманный в PARC, в разработку. Боссы компании руководствовались при этом не столько амбициями, сколько холодным расчетом, намереваясь выкачать из идей PARC максимум прибыли. В результате многие проекты оставляли до "лучших времен". Как писатели-диссиденты в Советском Союзе писали "в стол", без надежды быть изданными у себя на родине, так и некоторые сотрудники PARC работали на отдаленную перспективу, рассчитывая на признание и денежным выгоды в ближайшее время. Между тем, Джон Уорнок работал над таким перспективным проектом, как язык Interpress, предназначенный для управления лазерными принтерами Xerox.
Въезд в исследовательский центр Xerox PARC
Руководство "документной компании" тоже можно понять. Перспективные проекты остаются перспективными, пока ты продаешь принтеры по полмиллиона долларов за штуку – именно такой была цена первых лазерников Xerox, появившихся на рынке в 1978 году.
Джон Уорнок и Чарльз Гешке решили объединить свои усилия. Покинув PARC, они создали Adobe, которая получила имя в честь ручейка, протекавшего за домом Гешке. Кстати, на берегах Адобы выращиваются одни из лучших вин Калифорнии. Фонд Hambrecht & Quist инвестировал в новое предприятие $2.1 миллиона сроком на два года. Эти инвестиции позволили в 1984 году выпустить первую версию языка PostScript.
Логотип Adobe PostScript 3
Чтобы понять причины ухода Уорнока и Гешке их Xerox, и то, почему два начинающих бизнесмена получили столь большие инвестиции, нужно знать, чем тогда были издательские комплексы и что представлял из себя PostScript.
В начале восьмидесятых издательские комплексы представляли собой огромные системы, включающие не только компьютер, но и печатную машину. Чтобы наладить выпуск газеты, журнала или простых листовок, нужно было не только выложить круглую сумму денег за систему, но еще и пройти двухнедельный курс обучения. При этом издатель получал в свои руки негибкое решение, несовместимое ни с какими другими платформами.
Гешке и Уорнок сначала хотели наладить выпуск подобных принтеров, но затем избрали другую модель бизнеса. PostScript – это язык, который описывает для печатного устройство, каким образом оно будет выводить на бумагу текст, изображения, элементы оформления. Несмотря на то, что PostScript требовал много вычислительных ресурсов, он быстро завоевал популярность. Теперь печатать качественные документы с яркими изображениями можно было на любом компьютере с помощью любого принтера, если, конечно, последний поддерживал язык PostScript. Это сразу же оценили рекламные агентства – началась эра цифровой печати. Чтобы удовлетворить клиента, им было достаточно компьютера, лазерного принтера и таланта.
Adobe сразу же сделала свою разработку доступной, без ограничений лицензируя ее как производителям принтеров и компьютеров, так и разработчиком программного обеспечения.
Империя языка
В 1985 году Apple нуждалась в чем-то, что спасет компьютер Мас, который оказался вовсе не так хорош, как хотели потребители. Стив Джобс нашел спасителей в лице основателей Adobe. Он вложил в молодую компанию $1.9 миллиона. На эти деньги Уорнок и Гешке со своими подчиненными адаптировали PostScript для лазерного принтера Apple LaserWriter. Принтер, кстати, стоил $7000. Несмотря на цену, вкупе с компьютером Mac, имевшим самую совершенную на тот период графическую систему, он являлся идеальным инструментом для дизайнеров и издателей.
Apple LasetWriter
В 1986 году Adobe уже записала на свой актив $16 миллионов годового дохода при чистой прибыли $3.6 миллиона. Эти деньги компании принесли не только лицензии и адаптации PostScript (последних, кстати, к тому времени было уже около трехсот), каждая соответствовала одному издательскому комплексу.
Еще одним продуктом стал формат электронных шрифтов Type 1. В отличие от PostScript, Adobe сделала его закрытым, не стремясь лицензировать всем желающим… и проиграла. В недрах Apple родился TrueType, впоследствии проданный Microsoft и ставший самым распространенным форматом шрифтов на планете. Но в середине восьмидесятых, когда операционных систем с графическим интерфейсом еще не было, а основными потребителями электронных шрифтов были профессионалы, Type 1 был наиболее распространен в индустрии.
Сплэш-скрин Adobe Illustrator 1.1
Adobe удалось отыграться на другом фронте: программа для рисования на компьютере Adobe Illustrator оказалась самой совершенной на рынке и похоронила аналогичный проект Apple.
"Кисти и краски", которые Adobe предлагала дизайнерам становились все более совершенными. Однако основные деньги компании приносил PostScript. В течение всех восьмидесятых и половины девяностых прибыли от продажи лицензий на язык были таковы, что позволяли компании стремительно расти, несмотря на некоторые ошибки и неудачи.
Дело в том, что Adobe, имея свободные средства, могла легко скупить на корню новую технологию или компанию конкурента.