Являясь счастливым владельцем уже не очень современного Nikon D80 в течение двух лет я пользовался услугами объектива Nikon AF-S Nikkor 18-135 mm 1:3.5-5.6G ED. Китовые объективы как правило не жалуют, однако многие ими пользуются, особенно владельцы зеркалок начального уровня. Порой подобные можно встретить даже у профессиональных фотографов. К примеру, я наблюдал как на свадьбе специально нанятый человек снимал на Canon EOS 400D с его китовым 18-55 мм объективом. Мне прямо-таки становилось неудобно, поскольку я, приглашенный в качестве гостя, смущал его своей камерой несколько более высокого уровня, при этом не занимаясь фотографией профессионально.
Справедливости ради замечу, что мой кит далеко не самый плохой по сравнению с остальными, даже наоборот. Такое диапазон фокусного расстояния не предлагает в комплекте с фотоаппаратом ни один из производителей. Даже D90 оснащен более «скромным» объективом, правда, со стабилизатором, который не помешал бы и мне. Ну разве что можно вспомнить Sony, которая с некоторыми своими «альфами» поставляет сразу два объектива: широкоугольный и телевик. Но за это приходится доплачивать.
Короче перехожу к делу. Выбор мой пал на самую обычную «попсу»: Nikon AF-S Nikkor 50mm 1:1.4G. «Полтинник» - штука универсальная - это одновременно и немного, и немало. Но мне, конечно же, хотелось получить хорошую светосилу, поскольку китовский объектив зачастую вынуждал использовать вспышку, а это уже совсем не то.
Сильно долго искать не пришлось. Я знаю, что у Nikon есть «полтинник» со светосилой 1:1.8 и два с 1:1.4. Последние вдвое дороже. Один из них старый, другой — новый (модель сентября 2008 года). Я выбрал новый, который больше, тяжелее и оснащен мотором для работы автофокуса на камерах без отвертки. D80 отвертку имеет, поэтому можно было бы сэкономить пару тысяч на этом.
Однако, судя по обзорам, у него еще было повышено качество по сравнению с предшественником, а также устранены артефакты с поперечной хроматической аберрацией на большом раскрытии диафрагмы. В число минусов записывали продольную хроматическую аберрацию опять же на больших диафрагмах, виньетирование на FX-камерах (но для моей DX это не критично), а заодно более медленный автофокус.
«Заторможенный» автофокус меня волновал мало, да и виньетирование, если придется купить full frame аппарат, убирается в редакторе. Я не пользовался предшествовавшим объективом AF-Nikkor 50mm F1.4D, поэтому к его «суперскорости» не привык. По сравнению с китом скорость примерно такая же, так что дискомфорта в этом плане не испытывал. Что касается размеров и веса, то опять же после кита фотоаппарат с обновкой стал почти «невесомым». Он даже перестал заваливаться вперед, когда ставишь его на стол или еще куда. А вот повышенное качество изображения меня волновало больше. И совсем не зря.
Сразу после покупки я прогулялся и сделал несколько кадров для «обкатки» приобретения. Приведу несколько из них без какой-либо обработки.
100% crop
f/2.8, 1/2000 с, ISO 200, 50 мм
Здесь аберрации есть, но совсем мало.
100% crop
f/1.4, 1/100 с, ISO 200, 50 мм
А вот более сложные условия для съемки. Снимок сделан под мостом и против солнца с максимальным раскрытием диафрагмы. Там, где темные участки соприкасаются с белыми отчетливо видны аберрации, да еще такие, которые на моем ките я ни разу не получал. Сколько я не пыхтел в Lightroom и Camera Raw устранить их полностью специальными для этого инструментами мне не удалось. Впрочем, в данном конкретном случае можно снизить интенсивность красного, зеленого и синего цветов, так что аберрации просто сливаются с черной курткой и штанами и их более не заметно.
Теперь еще три примера для иллюстрации четкости изображения:
100% crop
f/2.8, 1/1250 с, ISO 200, 50 мм
100% crop
f/2.8, 1/2000 с, ISO 200, 50 мм
100% crop
f/2.8, 1/2000 с, ISO 200, 50 мм
На своем ките я таких результатов ни разу не получал.
Ну и десяток примеров, где тоже видны и аберрации, и мягкое размытие фона, которое некоторым нравится. Все снимки являются ссылками по которым открываются изображения в полном разрешении 3872х2592.
В целом я доволен, по сравнению с китом светосила значительно больше, да и кадры выходят более четкие. Но по-любому придется еще освоиться с новыми возможностями.
P.S. Честно говоря я хотел купить себе объектив Nikon AF-S Nikkor 24-70mm 1:2.8G, но денег совершенно не осталось после покупки машины — именно той самой красной Феррари, что присутствует на нескольких кадрах. Сделать это пришлось из-за кризиса, который недавно докатился и до меня... теперь приходится пить старое вино, есть сыр с плесенью и кататься на машине без крыши. К тому же машина была куплена не в полной комплектации — там нет пепельницы и автоподъемников стекол. От них пришлось отказаться ради описанного тут объектива. Но на пепельницу я уже коплю — она стоит что-то вроде 120 тысяч рублей. А без автоподъемников можно вообще обойтись — так даже оригинальнее — у всех они есть, а на моей Феррари — нет. Видели б вы глаза людей, когда я начинаю опускать стекло, крутя ручкой...