3D-видео - очередной виток развития развлечений. Технологии и перспективы

Пару слов про IMAX

Сегодня нередко IMAX и 3D воспринимаются как синонимы. Конечно, новые технологии, привнесенные в IMAX, в том числе и стереоэффекты стали одним из основных кирпичиков в фундаменте современного 3D. Но на самом деле IMAX имеет к стерео опосредованное отношение.

Эта технология родилась в шестидесятые. От стандартного кинотеатра она отличается практически всем. Во-первых, кино для IMAX снимается не на 35-мм пленку, а на 70-мм широкоформатный кадр. Во-вторых, нередко кинотеатры IMAX имеют огромные слегка сферические экраны, которые практически полностью закрывают поле зрения человека. Даже с двухмерной картинкой они способны создать эффект присутствия, не говоря уже о 3D. В-третьих, IMAX - это, прежде всего, высокая четкость картинки. Площадь 70 мм кадра практически в 8 раз больше стандартного 35-мм. Соответственно разрешение картинки просто огромно. В-четвертых, IMAX - это специальные, очень яркие и мощные проекторы, а также специальные камеры со сверхсветосильной оптикой.


Изначально для IMAX снимались в основном документальные короткометражки, демонстрирующие красоты природы или космоса. Дело в том, что оборудование для съемки было слишком дорогим, слишком громоздким, а самое главное, что проекторы могли прокатывать лишь ограниченные по времени фильмы. Ограничением выступали размеры бобины с пленкой.


Для IMAX еще десятки лет назад было создано специальное оборудование, позволяющее изначально снимать в 3D. Объективы двух камер, снимавших на 70-мм пленку, устанавливались на расстоянии 64 мм друг от друга, что соответствует среднему расстоянию между глазами человека. Одна такая камера весит более 100 килограмм.


Но роль IMAX в современном 3D этим не ограничивается. В 2002 году релизом фильма «Аполлон 13» стартовала программа по цифровому ремастерингу голливудских блокбастеров. Благодаря цифровым технологиям появилась возможность конвертировать стандартные 35-мм копии фильмов в формат IMAX. Это вдохнуло новую жизнь в IMAX. Новые кинотеатры стали появляться по всей планете. При конверсии были сняты многие ранние ограничения формата. Например, проекторы IMAX смогли проигрывать ленты длиной до 165 минут.

При ремастеринге в некоторых фильмах появились сцены, переведенные в 3D. Стереоэффект достигался за счет очков с активными затворами, на данный момент, наверное, наиболее совершенной технологии получения стереоэффекта.

Перевод IMAX в цифровой формат, начавшийся в 2008 году, привел к потере в разрешении картинки, но расширил возможности для создания стереоэффектов и проката фильмов, независимо от того, как они снимались.

3D на дисплее

На фоне кризиса перепроизводства, отмечавшегося на рынке ЖК-дисплеев в течение 2008 и части 2009 года, 3D становится настоящей золотой жилой для производителей. Во-первых, 3D – серьезный аргумент в пользу обновления телевизора. Во-вторых, производство трехмерных телевизоров незначительно дороже, чем обычных ЖК, при этом цена продажи выставляется, как правило, в 1.5-2.0 раза выше.


Наиболее распространенной технологией на рынке домашних экранов, включая компьютерные мониторы, стало использование очков с активным затвором. Они легко синхронизируются с дисплеем по ИК-связи. Ну а от самого экрана не требуется ничего, кроме поддержания частоты развертки на уровне 120 Гц и выше. Ярчайший пример – очки NVIDIA 3D Vision, которые сегодня продаются на каждом углу. Комплект из монитора и очков стоит сейчас $600-800, в то время как обычный компьютерный дисплей с той же диагональю – не больше $350. Выгоды производителей очевидны. Еще одна прекрасная иллюстрация простоты данного технологического решения – то, с какой скоростью оно проникло на рынок портативных ПК.

В начале осени прошлого NVIDIA и ее партнеры начали производстве 3D-совместимых дисплеев и очков 3D Vision. ASUS понадобилось всего пару месяцев, чтобы интегрировать 120-герцовую матрицу в ноутбук и представить трехмерный лэптоп в конце года. Ну а в январе-феврале ноутбуки ASUS G72GX и G51J с 3D-экраном уже появились в продаже. Их стоимость более $2500, хотя аналогичный 17-дюймовый компьютер можно купить на $500 дешевле. Исследовательское агентство iSuppli прогнозирует к 2015 году продажи на уровне 78 миллионов устройств. О выручке и марже лучше помолчать.


В целом для создания стереоэффекта на ТВ-экране используются те же технологии, что и в кинотеатрах.

Но пользователь мечтает об 3D без специальных очков. Они сильно утомляют глаза, а в некоторых случаях могут привести к приступам эпилепсии или другим нарушениями.

В 2010 году в продаже появились первые телевизоры, трехмерную картинку на которых можно наблюдать без помощи специальных аксессуаров. Для создания этих устройств используются различные способы разделения картинки с помощью линз или дополнительных параллаксных барьеров. Суть в том, чтобы показать каждому из глаз свою собственную картинку, достигая стереоэффекта на обычном двумерном изображении. В стереосистемах 50-х зритель должен был находиться перпендикулярно к экрану. Но в современных телевизорах применяются системы, отслеживающие положение глаз, в результате он может смотреть и видеть 3D сбоку. Также может быть несколько зрителей.


Одним из недостатков такого 3D изначально была потеря в разрешении. Но он уже устранен. Например, Philips продает телевизор разрешением 3840х2160 точек (в четверо больше FullHD). Однако такие экраны пока очень дороги и могут стоить вдвое, а то втрое больше, чем системы с активными или пассивными очками.

Но если речь идет о малых диагоналях, то цены становятся приемлемыми. Nintendo намерена в начале лета показать на выставке Е3 портативную игровую консоль Nintendo 3Ds, оснащенную трехмерным экраном, для которого не требуется никаких очков. Пока неизвестно, какой именно дисплей выбрали японцы, но наиболее вероятным вариантом считается автостереоскопический ЖК с параллаксным барьером, который разделяет картинку с помощью микролинз. Приставка будет иметь дисплей диагональю 3-4 дюйма от Hitachi и Sharp. В арсенале обеих компаний есть подобные матрицы с сенсорным покрытием, что особенно актуально для современных мобильных устройств. Кроме того, Nintendo заявила, что новинка будет способна вдохнуть новую, стереожизнь в старые игры для консолей DS и DSi.


Главная заслуга современных 3D-консорциумов в том, что они смогли стандартизировать все это многообразие технологий и форматов. На данный момент разработаны и внедрены принципы кодирования и декодирования, а также сжатия 2D и 3D картинки, созданы системы передачи стереоизображения в рамках стандартов цифрового вещания DVB, где основным несущим является двумерный сигнал, к которому добавляется информация, необходимая для последующего восстановления 3D. Спецификация HDMI 1.4, принятая в конце 2009 года, описывает цифровой интерфейс, необходимый для передачи картинки с проигрывателя или компьютера на экран. Здесь предусмотрены различные способы построения трехмерной картинки, включая различные развертки. Таким образом, в будущем производители не будут ограничены в выборе технологий, а, значит, сохранят возможность выводить на рынок решения для разного кармана.

Содержание Далее
Одной страницей
Назад
Стр. 1. Панацея для индустрии
Стр. 2. 3D в кинотеатре
Стр. 3. Пару слов про IMAX, 3D на дисплее
Стр. 4. Пользовательский контент, настоящее 3D
Комментарии
Добавить комментарий

Введите имя:
Войти от:
или
Ваш комментарий:


Введите код:

E-mail (не обязательно)
Адрес электронной почты не предназначен к показу и будет использован только для уведомлений об ответах



Смартфоны со съемными аккумуляторами 2018-2019 годов
14 смартфонов со съемным аккумулятором и один телефон
15 июля 2019 / 3
Смартфон с каплевидным вырезом - Samsung Galaxy A30
Недорогой современный смартфон без моноброви
22 апреля 2019 / 3
Android 10. Первый взгляд
Что будет в «юбилейной» ОС Google, которая выйдет в 2019 года
29 июля 2018 / 1
Смартфон Huawei с хорошей камерой - Huawei P20
Эффектный флагман со своим лицом
22 июля 2018 / 4
 
 
Анонс Windows 11 состоится 24 июня
Продажи iPhone 12 mini не оправдали ожидания
Будущий iPad Pro получит стеклянный корпус
Sun Valley может выйти уже осенью 2021 года
Samsung приступила к лицензированию Ultra Thin Glass (UTG)
Компания фокусируется на бытовой технике и электромобилях
 
 

Опрос

Какими картами вы пользуетесь?
или оставить собственный вариант в комментариях (14)





Статистика